Эпитеты Бога

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Согласно вероубеждению исторического Ислама, единобожие зиждется на трех пунктах, одно из которых — «таухид аль — асма уа ас сыфат» — единственность в именах и атрибутах. То, что качества Бога идеальны и абсолютны, доказывать нет смысла. Однако, Сам Бог в Коране применяет некоторые эпитеты как к себе, так и к творениям:

            аль-малику, маликун:

Сказал царь (аль-малику): «Поистине, было у меня видение о семи тучных коровах, поглощающих семь тощих. О семи зеленых колосьях и других — засохших. О знать! Выскажитесь по моему видению, если вы имеете объяснение видению!». (12:43)

            Сказал царь (аль-малику): «Приведите его ко мне». После того, как явился посланник, он сказал: «Вернись к своему господину!».

            Тот спросил его: «Что за испытанию подверглись женщины, которые порезали себе руки?».

            Юсуф ответил: «Поистине, Господь мой знает об их кознях!». (12:50)

            Сказал царь (аль-малику): «Приведите его ко мне. Я выбрал его для себя». После своего высказывания, он обратился: «Поистине, ты сегодня — крепкий доверенный!». (12:54)

            Начал он с их содержания багажа до содержания багажа своего брата. Потом извлек это из содержания багажа своего брата. Таким образом, ухитрились Мы для Юсуфа (Иосифа). Он не смог бы взять своего брата по долгу (службы) пред царем, если бы не желание Бога. Мы возвышаем степенью того, кого пожелаем, ведь выше всякого обладателя знания есть знающий! (12:76)

            Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, работающих в море. Так я захотел повредить его, ведь позади них был царь (маликун), захватывающий любое судно насильно.  (18:79)

            аль-куддус, куддусун:

            Поистине, дали Мы Мусе (Моисею) Предписание и направили вслед за ним посланников. Мы привели Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), явные доказательства и поддержали Мы его Духом Святым (аль-кудуси)…(2:87)

            Таковы посланники. Одним Мы дали преимущество над другими. Среди них были те, кто говорил с Богом. Часть из них Мы возвысили по статусу. Дали Мы Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные аргументы и поддержали его Святым Духом (аль-кудуси)… (2:253)

            Вот скажет Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Вспомни благодеяние Мое тебе и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святым (аль-кудуси)… (5:110)

            Скажи: «Ниспослал его Дух Святой (аль-кудуси) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, наставлением и радостной вестью для смирившихся!». (16:102)

            аль-му,мину, му,минун:

            Не вступайте в интимные отношения с женщинами, устраивающих причастных Богу, пока они не поверят в единственность Бога. Поистине, служанка верующая лучше, чем, устраивающая причастных Богу, хотя бы она и нравилась вам.

            Не вступайте в интимные отношения с мужчинами, устраивающих причастных Богу, пока они не поверят в единственность Бога. Поистине, слуга верующий (му,минун) лучше, чем, устраивающий причастных Богу, хотя бы он и нравился вам.  (2:221)

            Верующий (му,минин) не может убивать верующего (му,минан)… (4:92)

            Кто исправится, мужчина или женщина, будучи верующими (му,минун), те войдут в сады и не будут они омрачены ни на грош! (4:124)

            аль-,азиизу, азиизун:

            К вам явился посланник из вас самих. Ценно (,азизун) ему то, чем вы дорожите.

            С верующими, он — сострадателный, жалеющий! (9:128)

            В городе, женщины говорили: «Жена могущественного (,аль-азиизи) соблазняла собой их юношу! Охватила ее страсть! Поистине, мы ведь видим ее в явном заблуждении!». (12:30)

            Спросил господин: «Что вы можете сказать о Юсуфе (Иосифе), когда соблазняли собой его?». 

            Они ответили: «Боже упаси! Не знаем мы о нем ничего плохого!».

            Ответила жена могущественного (,аль-азиизи): «Теперь стала ясным истина! Я ведь соблазняла его собой! Поистине, он — из правдивых!». (12:51)

            Они обратились: «О могущественный (,аль-азиизу)! Поистине, у него — отец, глубокий старец! Так возьми одного из нас, вместо него. Поистине, мы видим, что ты один из добродеющих!». (12:78)

            …Поистине, это ведь — могущественное (,азиизун) Предписание! (41:41)

            аль-джаббаару, джаббаарун:

            Этот народ — Ад, отказался от знамений их Господа и воспротивился Его посланнику! Они последовали за повелением всякого жестокого (джаббаари) упрямца! (11:59)

            Потерпит неудачу каждый жестокий (джаббаари) упрямец! (14:15)

            …Был он осмотрительным, благим своим родителям и не был он жестоким (джаббаари), неповинующимся! (19:12-14)

            Благим к моим родителям, но не устанавливал Он меня жестоким (джаббаран) негодяем! (19:32)

            …Поистине, ты желаешь быть, исключительно жестоким (джаббаран) на земле! (28:19)

            Таким образом, запечатывает сердце всякого жестокого (джаббаарин) гордеца! (40:35)

            аль-мутакаббир, мутакаббир:

            И сказал Муса: «Я прибегаю к Господу моему и Господу вашему от всякого превозносящегося, который не верит в день расчета!»

            Ответил Муса (Моисей): «Поистине, я взываю о помощи к моему Господу и Господу вашему от всякого гордеца (мутакаббирин), не верящего в день расчета!». (40:27)

            Таким образом, запечатывает сердце всякого жестокого (джаббаарин) гордеца! (40:35)

            аль-,алим, ,алиимун:

            Они сказали: «Не опасайся! Поистине, мы пришли обрадовать тебя знающим (,алиими) мальчиком!». (15:53)

            Он испытал от них страх, но они сказали: «Не бойся! Мы радуем тебя знающим (,алиими) ребенком!». (51:28)

            ас-самии,у, самии,ун:

            Пример двух противостоящих лагерей подобен примеру слепого и глухого со зрячим и слышащим (ас-самии,и). Равны ли они в примере? Так неужели вы не запомните?! (11:24)

            Поистине, Мы сотворили человека из смеси капли. Мы испытали его и установили его слышащим (самии,ан), видящим. (76:2)

            аль-басыыру, басыырун:

            Пример двух противостоящих лагерей подобен примеру слепого и глухого со зрячим (аль-басыыри) и слышащим. Равны ли они в примере? Так неужели вы не запомните?! (11:24)

            Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим, видящим.

            Поистине, Мы сотворили человека из смеси капли. Мы испытали его и установили его слышащим, видящим (басыыри). (76:2)

            аль-халииму, халиимун:

            Поистине, Ибрахим (Авраам) был сострадательный, выдержанный!  (халиимун)! (9:114)

            Поистине, Ибрахим (Авраам) ведь — выдержанный (халиимун), прибегающий к раскаянию! (11:75)

            И Мы обрадовали его выдержанным (халиими) мальчиком. (37:101)

            аш-шакууру, шакуурун:

            …Поистине, в этом — знамение для всякого терпеливого, признательного (шакуурин)!». (14:5)

            …Поистине, он был признательным (шакууран) слугой! (17:3)

            аль-карииму, кариимун:

            Или они не смотрят на землю, сколько Мы произрастили на ней всяких благородных (кариими) пар? (26:7)

            Мы вывели их из садов,  источников, сокровищниц и почетного (кариими) положения! (26:57-58)

            ар-ракыыбу, ракыыбун:

            Когда принимают, сидящие справа и слева, два приемщика выброшенное слово, то, исключительно при нем они стоят на контроле (ракыыбун). (50:18)

            аль-хакииму, хакиимун:

            Алиф. Лям. Ра.

            Это — знамения мудрого (аль-хакиими) Предписания! (10:1)

            Алиф. Лам. Мим.

            Это — знаки мудрого (аль-хакиими) Предписания. (31:2)

            Йа. Син.

            Клянусь мудрой (аль-хакиими) Словесностью (Кораном)! (36:2)

            аш-шахииду, шахиидун:

            Так Мы установили вас главенствующим центром, чтобы вы свидетельствовали (шахиидан) о людях, а посланник будет свидетельствовать о вас…(2:143)

            Так как будет, когда Мы приведем от каждого главенства свидетеля и приведем тебя свидетелем (шахиидан) против этих?! (4:41)

            аль-уалий, уалиюн:

            Не равны доброе и злое. Отстраняй наилучшим и тогда тот, с кем у тебя противостояние, станет точно он близкий друг (уалийюн)! (41:34)

            ар-рашииду, рашиидун:

            …Неужели среди вас нет благоразумного мужчины (рашиидун)?! (11:78)

            …Поистине, ты ведь — зрелый, благоразумный (ар-рашииду). (11:87)

В связи с вышеприведенными примерами, рассмотрим следующий отрывок в новом контексте:

            Когда Мы сказали управленцам: «Падите ниц пред Адамом!», то пали они ниц, кроме разочарованного (иблиса). Он воспротивился и возгордившись, стал из закрывшихся.

            Мы сказали Адаму: «Поселись вместе со своей супругой в саду и ешьте оба вдоволь из его изобилия, где вы  пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а то станете  мракобесами!».

            Заставил о него споткнуться ослушник и вывел обоих оттуда, где они были.

            Мы сказали: «Отправляйтесь. Одни из вас противники другим. Пребывание на земле для вас и пользование ею на время!».

            Получил Адам Слова своего Господа и обратился к Нему с раскаянием. Поистине, он — кающийся, сожалеющий (рахиимун)!

            Сказали Мы: «Отправляйтесь из сада все. А когда  к вам придет от Меня наставление, то  те, кто последует наставлению не будет для них страха и печали. (2:31-38)

О чем идет речь в истории с соблазнением Адама? О том, что после нарушения запрета, Господь обратился к Адаму, т.е. именно слова обращения Бога к себе и принял Адам. Этому подтверждение более расширенное повествование об этой истории в другой части Корана:

Воззвал к обоим их Господь: «Неужели Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что ослушник для вас ясный противник?». (7:22)

Затем традиционный перевод гласит о том, что Творец простил Адама. Тогда возникает вопрос, а где же покаяние Адама? Ведь Бог прощает лишь после покаяния! На этот вопрос ответ так же находится в более расширенном повествовании:

            Они ответили: «Господи наш! Мы омрачили самих себя! Если Ты не простишь и не пощадишь нас, мы непременно окажемся потерпевшими убыток!». (7:23)

Т.е. следующим действием Адама, после принятия слов Всевышнего, было его покаяние.

Что случилось после?

Господь в наказание за ослушание отправляет Адама с женой из сада в менее благоприятные условия на земле на определенных условиях. Таким образом, речь не идет о прощении Богом Адама, напротив, за ослушание было наложено НАКАЗАНИЕ в виде суровых условий жизни. Поэтому, именно Адам выступает в роли кающейся личности, исходя из чего, именно об Адаме Всевышний говорит, что он кающийся, сожалеющий (рахиимун)! Как видно, эпитет «сожалеющий — рахиимун» может быть применен и к человеку. В связи с этим, утверждение «рациональных монотеистов» о том, что в суре Тауба 128-ой аят приписан людьми, только на том основании, что там пророк обозначен эпитетами «сострадательный, жалеющий» (ра,уфун, рахиимун), что и Творец, не состоятелен.

            ар-ра,ууфу, рау,уфун:

            К вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите. Он — ревнует о вас, к верующим – мягок (ра,уфун), милостив. (9:128)

            ар-рахииму, рахиимун:

            К вам явился посланник из вас самих. Ценно (,азизун) ему то, чем вы дорожите.

            С верующими, он — сострадателный, жалеющий (рахиимун)! (9:128)

В свете приведенных доводов, «таухид аль — асма уа ас сыфат» — единственность в именах и атрибутах в суннитском понимании отличается от примеров в Коране.