Статус Слов Бога и посланника

На фоне все возрастающего напряжения в мире вокруг мусульман, тема  внутри Исламского дискуса сегодня особо актуальна. Напряженность возникла как из-за естественных предпосылок, так и из-за искусственного нагнетания негатива. Специальная антиисламская провокация просматривается при аналитическом обозревании СМИ, неизбежно приходящая к выводу о том, что идет полномасштабная работа по дискредитации Ислама как идеологии и учения. Естественное же «отторжение» общества от мусульман происходит при столкновении с их поведением. Для того, что бы разобраться и понять нынешнее положение верующих Ислама, необходимо выявить, приводящий их в движение, источник.

Традиционно в Исламе считается два Божественных источника: Коран и «сунна». Под «сунной» подразумевается: биография, поведение, действие, одобрение, неодобрение и даже молчание Мухаммада. Вся эта информация берется из «хадисов», т.е. преданий о посланнике. Большая часть жизни мусульман регламентируется «сунной» посланника Бога. Коран же занимает, не смотря к трепетному отношению к нему, не большую нишу, т.к. считается, что в нем отображены лишь основные постулаты, а его понятие, разъяснение и действия (ритуальные, социальные, военные и т.д.) содержится в «хадисном» материале.  Искренне веря в Божественный статус «сунны», мусульмане своими действиями приводят в недоумение остальную часть мира. Вся проблема состоит в лишь том, что бы выяснить является ли «сунна» Божественным источником, откровением наравне с Кораном или нет?

Раз «хадисы» (сахих и хасана) считаются достоверными, то обратимся вначале к ним по этому поводу. Как известно, «сунна» зиждется на цепочке передатчиков рассказов, которые передавались из поколения в поколение, пока не были зафиксированы документально. Вот что обнаруживается в мусульманских канонических книгах.

Пророк сказал:
Довольно для человека лжи, если он пересказывает все, что слышит.
Предостаточно для человека этого количества лжи, когда он пересказывает все, что слышал.
Не станет мужчина имамом, которому следовало бы подражать, пока он не воздержится от (распространения) о некоторой части того, что слышит.
(«Сахих» Муслим). 

Таким образом, передатчики «хадисов» подпадают под категорию передающих ложь.

Осмысливая тексты «хадисов», приходит вывод о том, что рассказчики придерживались разных взглядов. Приведенные примеры позиционируют эту часть передатчиков как склонных принимать главенство Корана над любым другим источником. В этом же духе повествуют следующие «хадисы»:

От меня кроме Корана не записывайте ни чего, а кто записал, пусть уничтожит. (Муслим «Зухд», Ханбал «Муснад» 3/12,21,33)

Посланника попросили записывать его слова, но он отказал. (Тирмизи)

            Когда мы записывали хадисы, то подошел посланник и спросил, что мы записываем. Мы ответили, что записываем его слова, на что он сказал, что прошедшие до вас народы сошли с прямого пути из-за того, что записывали другие книги наряду с Книгой Бога. (Аль Хаттаб «Такид»)

            Данные сообщения ясно показывают отношение посланника Бога к своим словам и их значение для верующих. Логично предположить, что данное повеление Мухаммада верующие исполнили, т.к. Али после смерти посланника констатировал следующий факт:

            Али сказал: «Нет у нас ничего, кроме Книги Аллаха и этого листка от пророка…» где было написано о статусе Медины, о единой защите и о поведении вольноотпущенника. (прим. автора)   (Бухари «Сахих» 1870)     

      

В русском переводе Кулиева, одобренном учеными «сунны», есть примечание, в котором Творец следующим образом показал свое отношение к внекораническим словам Своего посланника:

Саад Абу Вакас сообщил, что когда посланнику был ниспослан Коран и он долго его читал, люди попросили его рассказать какой-нибудь рассказ (хадис). На это Бог ниспослал с12:1-3:

Алиф. Лям. Ра.

            Это — знаки ясного Предписания.

            Поистине, Мы ниспослали его в виде арабской Словесности (Корана), возможно, вы призадумаетесь!

            Мы повествуем тебе наилучшим повествованием — тем, что внушили тебе эту Словесность (Коран). Поистине, ведь до этого вы были беспечными! (12:1-3)

Посланник опять долго читал Коран, после чего его опять попросили рассказать рассказ (хадис), но и на это Бог ниспослал с39:23:

Бог ниспослал наилучший рассказ, со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются к поминанию Бога! Это — Наставление Бога! Он наставляет им того, кто желает! Кого этим Бог сбивает, то нет ему наставника! (39:23)

Это сообщение передали: Ибн Рахвих, Ибн Хаджар «Аль-Маталиб аль — Алиий»». Мукбил аль-Вадии назвал всех передатчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «Сахих», кроме Халлада, который заслуживает доверия.

Данное примечание к Корану однозначно показывает статус слов посланника вне Корана. Усиливают приведенное выше следующие отрывки, где Бог показал Свое однозначное отношение к хадисам:

Один Бог! Божество исключительно Он! Он конечно соберет вас ко дню предстояния, нет сомнения в этом! Кто правдивее Бога в рассказе? (4:87)

Или они не рассматривали власть над небесами, землей, о том, что Бог сотворил все?  О том, что, может быть, приблизился их назначенный срок? Так какой рассказ (хадиисин) после этого они поверят?! (7:185)

Это — знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ (хадиисин), после Бога и Его знамений, они поверят? (45:6)

В какой же рассказ (хадиисин) после этого вы уверуете? (77:50)

При опоре на эти места, возникают препирательства, основывающиеся на том, что в данных отрывках сказано не про хадисы от посланника, а о рассказах многобожников и отвергающих Коран. При внимательном изучении приведенных мест выясняется, что в тексте понятие рассказа (хадиса) не разделяется на авторство. Т.е. термин «хадис» применен как общее значение. Ведь и речь посланника, как и речь верующих с ним людей так же обозначается в Коране термином «хадис»:

О те, которые поверили! Входите в дома вестника, исключительно, если позовут вас к еде, не дожидаясь ее. Но когда вас позовут, то входите, а когда покушаете, то расходитесь и не будьте общающимися в разговоре (лихадиисин). Это от вас вызывает неприятное ощущение у вестника, но он стыдится вас, а Бог не стыдится истины.

            А когда просите у его женщин какую-либо вещь, то просите их позади завесы. Это чище для ваших и их сердец. Не вызывайте у посланника Бога неприятные ощущения и никогда не вступайте в интимные отношения с его супругами, после него. Поистине, это с вашей стороны пред Богом велико! (33:53)  

            Данный отрывок повествует о разговорах последователей Мухаммада, а ниже следующее повествует о разговоре вестника:

Вот пророк рассказал тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала (хадиисан) ее, а Бог открыл это ему, он дал знать о части и утаил другую часть. Она спросила: «Кто сообщил тебе об этом?» Он ответил: «Мне сообщил Знающий, Ведающий».

Когда вестник сообщил по секрету одной из своих супруг рассказ (хадиисан), то после этого, она осведомила (хадиисан) об этом. Бог дал обнаружить ему это. Он был уведомлен о части этого, а от другой отстранен. После того, как он известил ее, она спросила:  

«Кто известил тебя об этом?», он ответил:

«Меня известил — Знающий, Осведомленный!». (66:3) 

Исходя из приведенных доводов, нет никаких оснований утверждать, что употребленный Богом термин «хадис» может относиться только лишь к определенной группе людей.

В «сунне» существует утверждение, что вместе с Кораном Бог ниспослан еще нечто подобное, однако в Предписании Творец утверждает обратное:

А если вы в сомнении о том, что Мы ниспослали Нашему слуге, то принесите «главу», подобную этой и призовите ваших свидетелей, помимо Бога, если вы правдивы. (2:23)

Может быть, они скажут: «Измыслил его он».

Ответь: «Так приведите «главу», подобной этой и призывайте кого вы можете, помимо Бога, если вы правдивы!». (10:38)

Или они скажут: «Измыслил он ее (Словесность)!»?

Ответь: «Так приведите вымышленных десять глав, подобных этой (Словесности)! Призовите, кого вы можете, помимо Бога, если вы говорите правду!». (11:13)

Скажи: «Если бы собрались люди и незримые, чтобы дать подобное этой Словесности (Корану), они бы не дали подобного, даже, если бы одни из них были другим помощниками!». (17:88)

В полемике с многобожниками и закрывшимися людьми, Творец утверждает о невозможности подобия Корану. Так как же мы, мусульмане, можем утверждать обратное.

Еще одним оправданием «сунны» служит утверждение того, что вместе с Кораном Бог ниспослал мудрость, что на арабском языке звучит как «хикматун«, которое лучше понимать как «разборчивость»:

Господь наш! Отправь к ним посланника из них, который будет читать для них знамения Твои, научит их Предписанию, разбирательству (хикматун)  и обелит их. Поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!». (2:129) 

В толкованиях Корана эта просьба была удовлетворена в виде появления Мухаммада:

Оказал Бог услугу верующим, когда отправил к ним посланника из них самих. Он читает им Его знамения, обеляет их, учит их Предписанию и разборчивости (хикматун). Поистине, они ведь были раньше в явном заблуждении. (3:164)

Он послал к неискушенным посланника из них. Он читает им Его знамения, обеляет их, обучает их Предписанию и разборчивости (хикматун), поистине, ведь раньше они были в явном заблуждении (62:2) 

В предложенных отрывках использовано слово «разборчивость» — «хикматун», которое трактуется как «сунна». Эти места повествуют о том, что посланник: читал знамения, обелял, обучал Предписанию и разборчивости, всего четыре вида деятельности. И все это направлено на тех, кто ранее был в заблуждении, т.е. не имели Божественной информации:

Таким образом, Мы послали к вам из вас самих посланника, который читает для вас знамения Наши и обеляет вас. Он учит вас Предписанию и разборчивости. Он учит вас тому, что вы раньше не знали. (2:151) 

По логике традиции получается, что «знамения» – отдельный источник, обеление тоже и Предписание с разборчивостью разные. Однако, подобное утверждение считается абсурдным, ведь знамения находятся в Предписании и тема обеления так же в Предписании. Так почему же мы должны отделять разборчивость от Предписания? Ведь при таком разделении можно сделать вывод о том, что в Предписании разборчивости нет, раз она ниспослана отдельно. А иначе это будет просто дубляж.

Но знал ли ранее сам Мухаммад то, чему он обучал?

 Бог ниспослал тебе Предписание и разборчивость, научил тебя тому, чего ты не знал. Одолжение Бога тебе велико! (4:113)

 Получается, что посланник обучал как Предписанию, так и разборчивости, которые ранее не знали, ни он сам, ни сподвижники. Что бы понять конкретно, что именно посланник не знал, обратимся к следующему:

Таким образом, Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ, ни Предписании, ни в вере!… (42:52)

Бог конкретно говорит о незнании Предписания и веры, т.е. это две главные составляющие необходимые человеку. Отсутствие упоминания «разборчивости» наводит на мысль, она – составная часть Предписания.

Всевышний за ранее предписал всем вестникам Предписание и разборчивость.

Когда взял Бог договор с вестников:

«Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?».

Они ответили: «Мы признаем!».

Он сказал: «Так засвидетельствуйте и Я буду с вами среди свидетелей!  (3:81)

Формула «Писание и мудрость» актуальна для всех посланников. Однако, в Коране при упоминании о них, мы не находим у них два источника. Рассмотрим пример с Иисусом:

Он научит его Предписанию, разборчивости, Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию). (3:48)

Вот скажет Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Вспомни благодеяние Мое тебе и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святым. Ты разговаривал с людьми в колыбели и взрослым. Вот научил Я тебя Предписанию, разборчивости, Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию)… (5:110) 

Исходя из выше приведенных отрывков, получается, что Иисус был научен четырем вещам, где Предписание трактуется традицией как Коран, которым он будет увещевать во время второго пришествия. Напомнив о том, что Иисус пришел к евреям с Евангелие, следующий отрывок дает повод для другого вывода: 

После того, как Иса (Иисус) явился с явными доказательствами, он сказал:

«Я пришел к вам с разборчивостью. Я разъясню вам часть того, в чем вы разногласите. Так остерегайтесь Бога и слушайтесь меня! (43:63)

Разборчивость здесь используется как синонимом Евангелие, а не самостоятельным источником.

Продолжая эту тему на примере обладателей Предписания, приведем следующие отрывки:

Или они завидуют людям за то, что даровал им Бог преимущество?

Поистине, Мы даровали роду Ибрахима (Авраама) Предписание и разборчивость. Даровали им великую власть. (4:54)

Это — те, которым Мы дали Предписание, разборчивость и известия. Если закроются от этого эти люди, так Мы поручили это тем, кто не закрылся! (6:89)

Мы ведь дали детям Израиля Предписание, разборчивость и известия. Даровали им надел и предпочли их пред народами. (45:16)

Здесь упоминаются отдельно Предписание, разборчивость и известия. По логике традиции, нам надо считать отдельными Предписание, разборчивость и известия. Но это абсурдно, ведь Предписание и есть известия.

Так как же нам понимать все упомянутые термины? Это все слова синонимы. Бог перечисляет разные качества одного предмета — Корана. Ведь в противном случае, придется считать термин Предписание и Коран так же разными источниками, но все мы понимаем их как синонимы.

Ниже следующий отрывок показывает роль разборчивости:

… Помните, благодеяние Бога для вас то, что Он ниспослал вам из Предписания и разборчивости. Он увещевает вас им. Остерегайтесь Бога и знайте, что Бог о всякой вещи знающ! (2:231)

Зови к дороге Господа разборчиво и хорошим увещанием! Спорь с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги! Он лучше знает наставленных! (16:125) 

В то же время, многие места, по теме увещевания, выполнение этой миссии вменяют только Корану:

Это Предписание Мы ниспослали благодатным, оправдывающим то, что было перед ним, чтобы предупредить «мать» селения и тех, кто вокруг нее, тем, кто поверил ему  и поверил в последнюю жизнь. Они сохраняют свои молитвенные связи! (6:92)

Предписание ниспослано тебе, так пусть не будет затруднения в груди из-за этого, чтобы предупреждать им и напоминать верующим! (7:2) 

Мы же не можем предположить, что Бог забыл упомянуть разборчивость и это лишнее доказательство того, что Предписание и разборчивостьявляются синонимами. Следующие отрывки окончательно расставляют все по своим местам:

Эта разборчивость внушена тебе от твоего Господа! Не устанавливай с Богом другого божества, а то будешь брошен в Ад порицаемым, разбитым! (17:39) 

 

Клянусь разборчивой Словесностью (Кораном)! Поистине, ты ведь из посланных, на прямом пути, посланный Всемогущим, Жалеющим, чтобы предупредить людей, отцов которых не предупреждали! Поистине, они — беспечны!  (36:2-6)

Последний отрывок подытоживает тему.

Обратимся к жизни посланника:

Поминайте то, что читается в ваших домах из знамений Бога и разборчивости. Поистине, Бог — Мягкий, Осведомленный! (33:34)

 

Здесь идет обращение к  женам вестника, которые должны были поминать о ЧИТАЕМЫХ в их домах знамениях и разборчивости. Но все знают, что в то время читался лишь Коран. Хадисы не писались.

В добавок, Создатель посланные вести – Предписание называет совершенной разборчивостью:

Приблизился час и отделилась луна.

Если они видят знамение, то отстраняются и говорят:

«Длительное колдовство!».

Они сочли ложью и последовали за своими страстям. Каждое дело — обосновывается!

Ведь явились к ним удерживающие известия — совершенная разборчивость, но бесполезными оказались предостережения! (54:1-5)

Ну и в конце, хотелось бы упомянуть о том, что Бог уподобляет Коран «хукму», которое означает: решение, разбирательство.

Таким образом, Мы ниспослали ее разбирательством на арабском языке. Но если ты последуешь за их страстями, после того как пришло к тебе знание, то нет тебе от Бога ни помощника, ни защитника! (13:37)