Сравнительный анализ хадиса

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Анализ хадиса; «…Воистину, я оставил среди вас книгу Бога и сунну Его вестника…» с критерии науки исследования хадисов «аль-джарх уа ат-тадил».

«Aль-джарх уа ат-тадил» является наиболее развитым среди исследований науки хадисоведение. Начиная с последователей вестника, множество ученых, во все времена, критиковали и оценивали «хадисы» на основании «аль-джарх ва ат-тадил».

Данная дисциплина, в определенных рамках, рассматривает недостатки и достоинства передатчиков «хадисов». Точнее, выявляет степень достоверности и надежности пересказчиков.

Рассмотрим вышеприведенный «хадис» по данному критерию.

Согласно традиции, этот «хадис» слышали из уст посланника Бога более стa тысяч  сподвижников, поэтому, он считается самым «мутаватир хадисом».

Термин «таватур» означает передачц сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

Несмотря на огромное количество свидетелей имеется три различных варианта, которые, по сути, в корне противоречат друг другу.

1) «Воистину, я оставил среди вас Книгу Бога и мою сунну …», передoвали Аль-Хаким в «Мустадраке», Ибн Абдуль Бирр в «Ат-тамхид» и Имам Малик в «Аль-Мууатта».

2) «Воистину, я оставил среди вас книгу Бога и свою семью», передoвали Тирмизи «Манакиб» (77) ,  Ханбал «Муснад» (4\366).

3)  «О верующие Я вам оставляю одну вещь, если будете крепко держаться за него никогда незаблудитесь. Это — книга Бога — Коран», Передал Муслим (глава 51, хадис 714)

Проанализируем четыре цепочки передатчиков первого варианта «хадиса», где  говорится о сунне вестника.

Два первых риваята в «Мустадраке», третий в «Ат-тамхиде» и четвертый в «Мууатт»» приходит как «мурсаль хадис».

  1. Цепочка передатчиков риваята хадиса «… и мою сунну…»:

— Исмаил бин Аби Увейс

— Абу Увейс

— Саур бин Зайд Ад-Дайлами

— Икрима

— Ибн Аббас

Два передатчика в начале цепочки, отец и сын Абу Увейс и Исмаил бин Аби Увейс,  были обвинены авторитетными мухаддисами (риджаль) во лжи, выдумыванием хадисов и признаны слабыми и ненадежными.

Хафиз Аль-Маззи в своей книге «Тахзибуль Камаль» передает от авторитетных ученных:

Яхъя бин Муин: «Абу Увейс и Исмаил бин Аби Увейс  слабые, сын Абу Увейсa ненадежный».

Насаи:  «сын Абу Увейсa слабый и  ненадежный».

Абу Касым Лалекаи передал от Насаи: «Его хадисы надо оставить».

  1. Цепочка передатчиков риваята хадиса «… и мою сунну…»:

— Дабби

— Салих бин Муса Ат-Талхи

— Абдульазиз бин Рафи

— Абу Салих

— Абу Хурайра

Хадис с выше приведенной цепочкой передатчиков тоже является подложным, потому что, среди равиев есть Салих бин Муса Ат-Талхи, который был знаком далеко не с лучшей стороны ученным мухаддисам ахл-и сунны.

Яхъя бин Муин : «Салих бин Муса Ат-Талхи ненадежный».

Абу Хатам Рази: «Его хадисы слабые и отвергаемые».

Насаи: «Hельзя писать eго хадисы, eго хадисы  оставленные».

Ибн Хиббан: «Его хадисы не доказательство».

Абу Нуайм: «Его хадисы оставленные, он только и знает передавать отвергаемые хадисы».

Ибн Хаджар Аль-Аскаляни: «Eго хадисы  оставленные».

Имам Захаби в своем труде «Мизан уль Итидаль»  написал  насчет данного хадиса: «Этот хадис тоже из его отвергаемых хадисов».

  1. Цепочка передатчиков риваята хадиса «… и мою сунну…»:

— Абдуррахман бин Яхъя

— Ахмад бин Саид

— Мухаммад бин Ибрахим Ад-Дубайли

— Али бин Зайд Аль-Фараизи

— Аль-Хунайни

— Касир бин Абдуллах бин Амр бин Ауф

— он же от отца

— он же от деда

Шафии сказал насчет Касирa бин Абдуллахa: «Он является одним из основ лжи».

Абу Дауд : «Он один из лжецов».

Ибн Хиббан: «Абдуллах бин Касир передает сборник ложных хадисов от своего отца и деда, передавать от его сборника и лично от  Абдуллаха харам».

Насаи  и Даркутни: «Его хадисы оставленные».

Ахмад ибн Ханбаль: «Он ненадежный человек и его хадисы вызывает сомнения, Яхъя бин Муин такого же мнения».

Имам Захаби:  «Его хадисы слабые и без основы».

Цепочка передатчиков риваята хадиса «… и сунну его вестника …», который передает  Имам Малик в «Аль-Мууаттe» в «баб уль кадар!, хадис номер 2640. Он приходит без иснада, как мурсаль хадис (с пропущеным передатчиком  в цепочке иснада), а такой риваят неимеет никакой ценности.

Вот мы проанализировали четыре разных путей иснада хадиса «…Воистину, я оставил среди вас книгу Бога и (мою сунну) сунну Его вестника…», и увидели что все эти риваяты слабые и отвергаемые. Несмотря на ложность этого «хадиса», сунниты усердно пропагандируют этот «хадис», а ученные «ахл-и сунны» скрывают его недостоверность.

Было бы логичнее для суннитов, если бы они пропагандировали «хадис», где говорится, что надо следовать только Корану, так как этот риваят приводится самыми достоверными источниками «ахл-и сунны уаль джамаа» — «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим», но такой беспристрастный подход ученым невыгоден и им приходится жертвовать своими правилами,  ради спасения своих догм.