Ответ на статью "О необходимости принятия достоверных хадисов и повиновения пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир)"
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Цитата: «Данная статья содержит коранические доказательства, аргументирующее необходимость повиновения посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир)»
Ответ: То, что слушаться вестника, да и вообще всех вестников вменено в обязанность всем верующим не вызывает сомнений. Однако, проблема стоит в том, легитимно ли слушаться и повиноваться вестнику посредством источников вне Предписания Бога? Этот вопрос актуален всем, кто не видел вживую Мухаммада, т.к. видевшие его и находившиеся рядом с ним воочию получали приказы и повеления непосредственно.
Цитата: «Хвала Тому, кто перенес ночью Своего раба из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, землю вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему Наши знамения (чудеса). Поистине, Он — Всеслышащий, Всевидящий!» (аль-Исра 17:1).
— Вместе с тем, что он был всего лишь человеком, Всевышний Аллах одарил его особыми чудесами, такими как ночной перенос из Мекки в Иерусалим, вознесение на небеса, увеличение пищи, находящейся перед ним, разговор с ним камней, деревьев и животных, исцеление больных после его молитвы…»
Ответ: Внимательный взгляд отметит в данной выдержке искусственное прибавление внекоранических фактов к пониманию аята. Расчет в таком преподнесении строится на восприятии подсознания получаемой информации как непреложную истину, т.к. добавления прикрываются авторитетом Слова Бога. Но факт остается фактом, в аяте нет ни слова про: вознесение на небо, увеличении пищи, разговор с камнями, деревьями, животными, про исцеление больных. Согласитесь, что подобные факты по своему значению очень важны и влияют на веру человека. А ведь прецеденты описания таких возможностей в Коране есть: Соломон говорил с животными, у Марии появлялась пища, а Иисус исцелял больных. Упомянув о таких возможностях у прежних вестников и праведницы, почему то об оных у Мухаммада сообщений нет. Имеем ли мы право приписывать что-то от себя вестнику?
Цитата: …сообщение ему некоторых знаний о Сокровенном, о чем сказал Всевышний Аллах:
«Ведающий Сокровенное… И не дает Он узнать Сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соблаговолил из посланников, и тогда Он ведет перед ним и позади его наблюдателя» (аль-Джинн 72:26-27)
Ответ: Автор пытается доказать, вырванными из контекста отрывками, что ему было внушено нечто сокровенное помимо Корана. Однако, рассмотрев контекст, мы видим совершенно другую картину!
Скажи: «Я не осведомлен, близко ли то, что вам обещано или установил этому мой Господь длительность. Знающий сокровенное. Он дает кому-нибудь узнать о сокровенном от Него, исключительно из тех, кем Он удовлетворился как посланниками! Так, поистине, идут перед ними и позади них наблюдатели, чтобы Он знал, что они передали послания своего Господа. Он объемлет все, что при них и исчислил всякую вещь счетом!». (72:25-28)
Невооруженным взглядом видно, что здесь показана речь Мухаммада. Он сам конкретно заявляет, что не знает сокровенного.
Цитата: «Однако пророк Мухаммад не ведал всего Сокровенного: Аллах соблаговолил поведать ему лишь некоторые простые знания о Сокровенном, которые пророк сообщил нам во многих достоверных хадисах — о признаках воскресения…»
Ответ: Мы верим Богу, когда Он говорит:
Неужели они не обдумывают Словесность (Коран)? Ведь, если бы он был не от Бога, то они нашли бы там много противоречий. (4:82)
Однако, автор утверждает, что вестнику было дано знать о признаках воскресенья – Судного Дня, хотя в Коране утверждается, что он будет внезапен:
Они спрашивают тебя о часе: «Когда он бросит якорь?». Ответь: «Знание о нем у моего Господа, в свое время откроет его лишь Он. Тяжек он на небесах и на земле. Придет он к вам исключительно внезапно!». (7:187)
Богу принадлежит тайное на небесах и на земле. Наступление часа, исключительно, как мгновение ока или еще ближе! Поистине, Бог над всякой вещью мощен! (16:77)
Более того, признаки наступления Часа уже прошли:
Ожидают ли они, исключительно внезапно наступающий час? Ведь явились его признаки! И где они, когда им явилось их напоминание? (47:18)
Цитата: «…о наказании в могиле…»
Ответ: Доктрина мучения в могиле не имеет подтверждения в Коране. Рассмотрим условия смерти человека:
Всякая личность вкусит смерть. Поистине, в день предстояния вам сполна будут даны ваши награды. Кто будет удален от огня и введен в сад, тот добился успеха. А ближняя жизнь лишь пользование обольщением. (3:185)
Налицо четкая последовательность предстоящих событий:
1) смерть;
2) воскресенье;
3) Суд;
4) либо Рай, либо Ад;
В такой последовательности нет места мучениям в могиле. Под мучением в могиле подразумевают мечение тела. Однако, данное воззрение не имеет подтверждения в Коране:
Когда смерть является к кому-нибудь из них, он говорит:
«Господи! Верни меня обратно. Быть может, я исправлю то, что оставил».
Так нет! Поистине, это — слова, которые он говорит! Позади них будет перешеек до того дня, когда они будут воскрешены! А когда подуют в трубу, то не будет взаимосвязи между ними и не будут они расспрашивать!
Так, у кого весы будут тяжелы, те будут достигшими успеха! А у кого весы будут легки, те — нанесшие убыток самим себе! Они будут пребывать в Аду! Огонь будет сжигать их лица и будут они корчиться! (23:99-104)
В данном отрывке более детальное описание событий после смерти. Личность покидает тело и оказывается в промежуточном состоянии в не тела. После главного сигнала, человек воскреснет в теле и ощущение срока пребывания для него будет небольшим:
… Он спросит: «Сколько вы пробыли в земле по числу лет?».
Они ответят: «Пробыли мы день или часть дня, но надо спросить считающих».
Он сказал: «Поистине, пробыли вы лишь немного, если бы вы были знающими!». (23:111-114)
Более того, в Коране определенно констатируется факт того, что воскресшие люди будут расценивать нахождение в могиле как место спокойствия:
Подуют в трубу, а когда они воспроизведутся из могил пред своим Господом, они скажут:
«Горе нам! Кто воскресил нас из наших усыпальниц?».
Это — то, что обещал Жалеющий! Правду говорили посланники! (36:51-52)
На арабском языке использован термин «маркадина» для обозначения слова — усыпальница. Корнем этого термина выступает слово «ракада», означающее — спать , покоиться, ложиться. Т.е. человек расценит могилу как место упокоения, где он безмятежно спал.
В историческом Исламе, для оправдания мучений в могиле, приводят следующий отрывок:
Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения – Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям! (40:45-46, перевод Кулиева)
На первый взгляд кажется, что после смерти фараона и его окружения их наказывают огнем до дня предстояния, что якобы является доказательством мучений в могиле. Однако, если мы внимательно рассмотрим эту ситуацию, то убедимся в не состоятельности данного довода:
1) мучения в могиле, согласно традиции, происходит в самой могиле. Тело сжимает земля, а так же тело бьют управленцы (ангелы). Умерший грешник лишь видит свое будущее место в Аду. Однако, в отрывке фараон и его род приводятся в Огонь.
2) наказание Огнем Бог обещает только попавшему в Ад человеку. Значит данная ситуация с наказанием Огнем фараона и его рода утром и вечером может происходить только в Аду.
Как же тогда понимать указанное место Корана? Дело в том, что термин «ю,радууна» стоит в будущем времени и означает «они будут ввергаться». Однозначно речь не идет о уже происходящем времени! Речь идет о событии в будущем. Чтобы в данном месте смысл был понятен и не искажен, предлагается следующий вариант перевода:
И уберег Бог его от замышленных злодеяний. Оправдалось над родом фараона злое наказание – огонь! Они будут ввергаться в него утром и вечером! В день, когда наступит час, скажут им: «Введите род фараона в сильнейшее наказание!» (40:45-46)
При таком порядке предложения, смысл становиться ясным, а главное, не искажает главный условие наказания огнем. Огонь приготовлен в Аду, те. после Суда:
Поистине, тех, которые закрылись от Наших знамений, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сварится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Бог — Великий, Мудрый! (4:56)
Что касается несчастных, то они — в огне! Для них в нем — стоны и хрипы! (11:106)
Скажи: «Истина — от вашего Господа! Кто хочет, пусть верит, а кто хочет, пусть закроется». Мы приготовили мракобесам огонь, навес которого окружит их!…(18:29)
Огонь будет сжигать их лица и будут они корчиться! (23:104)
Конечно, они считают ложью час. Мы приготовили тем, кто считает ложью час — пламя! Когда увидят они далекое местопребывание, то услышат они его ярость и стон! А когда брошены они будут в это стесненное местопребывание связанными, они призовут там гибель! (25:11-13)
Что касается отступников, то обитанием их будет огонь! Всякий раз, как они захотят оттуда выйти, их возвратят обратно! Им будет сказано: «Вкусите наказание огня, которое вы считали ложью!». (32:20)
Поистине, Бог проклял закрывшихся и приготовил для них пламя, в котором они будут пребывать постоянно! Они не обнаружат, ни покровителя, ни помощника! (33:64-65)
Для тех, которые закрылись — огонь Ада! С ними там не покончат и их не умертвят! Не облегчится их наказание! Таким образом, Мы воздаем каждому закрывшемуся! (35:36)
Огонь — это воздаяние от Бога, приготовленное для них! В нем обитель для пребывания, в воздаяние за то, что они препирались с Нашими знамениями! (41:28)
Но нет! Поистине, это пламя отрывает кожу с головы! (70:15-16)
Существует так же в традиции ссылка на следующий отрывок:
А кто отстранится от Моего напоминания, то, поистине, у того будет трудное существование (ма,иишатан данкан)! Мы соберем его в день предстояния слепым! (20:124)
Некоторые богословы традиции считают, что выражение «ма,иишатан данкан» означает тесноту и мучение в могиле. Этот довод не состоятелен, т.к. даже по отдельности эти слова не обозначают могилу. Слово «ма,иишатан» — слепая, ослепленная, а «данкан» — стеснение. В арабском языке эти слова зачастую применяются и понимаются вместе как «трудное существование».
Есть в Коране следующее описание событий после смерти:
Если бы ты видел, как завершают жизнь управленцы тех, которые закрылись. Они бьют их по лицу и по спинам, говоря: «Вкусите сжигающего наказания! Это — за то, что уготовали ваши руки. Бог не «омрачает» слуг!». (8:50)
Как же, когда их упокоят управленцы, они будут бить их по лицам и спинам! (47:27)
Здесь можно констатировать тот факт, что после смерти наша личность может подвергнуться наказанию управленцев. Однако, это не относиться к телу, наказанию подвергается наше «Я»:
Он посылает вам хранителей, пока не явится к кому-нибудь из вас смерть. Упокаивают его Наши посланники, они не делают упущений! (6:61)
Так кто «мрачнее» того, кто измыслил на Бога ложь или считал ложью Его знамения? Этих постигнет доля из Предписания. Когда придут к ним Наши посланцы, чтобы их упокоить, они спросят:
«Где же те, кого вы призывали помимо Бога?».
Они ответят: «Заблудились от нас!».
Они засвидетельствуют против самих себя, что были они закрытыми! (7:37)
Cкажи: «Упокоит вас управленец смерти, которому вы поручены. Потом вы к вашему Господу будете возвращены!». (32:11)
Таким образом, прецедентов в Коране наказания тела в могиле нет, а наказание огнем было обещано Творцом только в Аду.
Цитата: «…об описании моста, по которому в День воскресения пройдут все люди, о месте их сбора перед Аллахом и многом другом, о чем не говорится в Священном Коране…»
Ответ: вот описание места сбора людей:
Так, Господом твоим клянусь, Мы соберем их и ослушников! Потом, Мы поставим их вокруг Ада на коленях. Затем, ведь Мы непременно отберем из каждой группировки, наиболее сильно заносчивых против Щадящего!
Потом, поистине, Мы лучше знаем, кто наиболее достоин гореть в нем, скажем: «Поистине, исключительно из вас поступают в него». Было для твоего Господа это завершенным решением. Затем, Мы спасем осмотрительных, мракобесов там оставим на коленях. (19:68-73)
По хадисам же, грешники упадут в огонь с моста, тоньше волоса. По Корану же, всех соберут вокруг Ада. Правда, некоторые понимают это как довод к тому, что все абсолютно войдут в Ад, а затем верующих выведут оттуда. Однако, такое мнение не состоятельно. Судя по всему, всех людей поставят на коленях вокруг Ада, что будет до наказания и спасут осмотрительных до наказания, т.к. сказано, что мракобесы останутся на коленях.
Цитата: «Всевышний Аллах сказал:
«Или они скажут: «Измыслил его он!» Нет, они не веруют! Пусть же приведут рассказ, подобный этому, если они правдивы!» (ат-Тур 52:33-34)»
Ответ: Приведенный отрывок контексте несет сообщение именно про Коран, но не о чем-то дополнительном.
Бог ниспослал наилучший рассказ, со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются к поминанию Бога! Это — Наставление Бога! Он наставляет им того, кто желает! Кого этим Бог сбивает, то нет ему наставника! (39:23)
Цитата: Мы должны отдавать предпочтение его словам перед собственными словами, его делам перед собственными делами, о чем сказал Всевышний Аллах:
«О те, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед перед Аллахом и Его посланником..!» (аль-Худжурат 49:1)
Ответ: Нет сомнения в таком мнении, однако проблема состоит в том, где искать подлинные слова Мухаммада. Ведь хадисы – ВОСПОМИНАНИЯ, прошедшие ч/з 4-5 поколений о вестнике, его деяниях и т.д. Где же искать его речь без посредников? Конечно же в Коране. В Предписании как минимум 342 отрывка с речью посланника. Так какой же источник с речью Мухаммада более достоверен?
Цитата: Мы должны отдавать предпочтение его решениям перед собственными решениями, брать с него пример во всех наших делах и подчиняться его повелениям, как сказал Всевышний Аллах: «Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что есть спорного между ними, и потом не найдут в самих себе стеснения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (ан-Ниса 4:65).
В этом благородном аяте Аллах поклялся Самим Собой, сказав, что Его рабы не станут верующими до тех пор, пока не сделают Его посланника судьей во всех спорных вопросах, как в мелких, так и в крупных. Однако Аллах не удовлетворился только этим, добавив, что для того, чтобы стать истинным верующим, недостаточно всего лишь обращения к суду пророка: люди опять же не уверуют, пока в их сердцах не исчезнут стеснение и неудовлетворенность его судом и решением и пока они не подчинятся и не покорятся полностью.
Ответ: Контекст отрывка сообщает о лицемерах, которые обращались к внекораническому руководству:
Неужели ты не думал о тех, которые утверждают, что они поверили в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя? Они желают обращаться за разбирательством к произволу, в то время как им приказано закрыться от него. Ослушник хочет сбить их с пути в далекое заблуждение! Когда им было сказано: «Идите к тому, что ниспослал Бог и к посланнику», то ты видишь, как продажные отворачиваются от тебя стремительно. (4:60-61)
Идет констатация того, что без суда по Корану, по которому и судил Мухаммад, лицемеры не будут верующими. Ведь суть то лицемеров как раз и состоит в том, что они называли себя верующими, но при этом не руководствовались даваемым.
Разбирай между ними по тому, что ниспослал Бог. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Бог. А если они отвернутся, то знай, что Бог желает поразить за часть их провинностей. Поистине, многие люди являются отступниками! (5:49)
Цитата: Всевышний Аллах также сказал:
«Не бывает ни для верующего, ни для верующей выбора в деле, когда его решили Аллах и Его посланник. А кто ослушивается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (аль-Ахзаб 33:36).
Почему? Потому что Всевышний Аллах сделал Своего посланника примером для нас в поклонении и приближении к Всевышнему Аллаху. Он сказал:
«Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример — для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (аль-Ахзаб 33:21).
Этот аят является великим аргументом для доказательства необходимости следования примеру посланника Аллаха в речи и деяниях. Поэтому Всевышний и Благословенный Аллах повелел людям брать пример с пророка в день сражения у рва — пример терпения, стойкости, борьбы, ожидания победы от своего Великого и Всемогущего Господа.
Следование примеру пророка требует от нас, чтобы мы поступали так, как он поступал, и делали это именно так, как это делал он. В этом и состоит смысл свидетельства «Мухаммад — посланник Аллаха». Без этого мусульманин собственно и не станет мусульманином. Посланник Аллаха — это эталон, по которому оцениваются деяния людей, их речь, вероубеждения и иные дела. Для истинного же следования примеру пророка необходимо иметь твердые знания о его наставлениях, его жизни, его хадисах во всех областях религии и действовать согласно им.
Ответ: Здесь яркий пример подводки под предпочитаемый автором источник. Ведь если мы доверяем Богу, то ведь должны в первую очередь полностью использовать ниспосланные Им сообщения. Как уже указывалось выше, в Коране 342 отрывка с речью вестника.
Скажи: «Если бы Бог пожелал, я не читал бы ее вам и не осведомлял бы ею вас! Так ведь я пребывал с вами всю свою жизнь до нее, неужели вы не поймете?!». (10:16)
Более того, Мухаммад людям читал именно из Корана все то, что им запрещено в обязанности перед Богом.
Скажи: «Приходите! Я прочитаю запрещенное вам, чтобы вы не устраивали ни чего в причастные Богу!
— «С родителями обращайтесь хорошо! Не убивайте ваших детей из-за бедственного положения, Мы наделим вас и их! Не приближайтесь к явным и скрытым чрезмерностям! Не убивайте запрещенную Богом личность, за исключением права на это!». Вот вам Его завещание, может быть вы поразмыслите. (6:151)
Цитата: Поразмысли над этим высказыванием Аллаха. «Повинуйтесь Аллаху» означает следуйте Его Книге, «повинуйтесь посланнику» — придерживайтесь его Сунны (дороги), а «обладателям власти среди вас» — повинуйтесь им, когда они повелевают подчиняться Аллаху, но ни в коем случае не в неповиновении Ему. Ибо повиновение творению в ослушание Творца абсолютно недопустимо.
Ответ: Из предлагаемого объяснения читатель поймет следующее: повиноваться Богу – следовать Корану, повиноваться вестнику — следование его дороге, повиноваться обладателям власти – повиноваться, когда они повелевают подчиняться Богу. Получается три разные вещи:
1) Коран
2) дорога вестника
3) повеление подчиняться Богу.
Что на это говорит сам Мухаммад?
Скажи: «Если вы любите Бога, то следуйте за мной, тогда Бог возлюбит вас и простит вам ваши провинности, ведь Бог – Прощающий, Жалеющий!». (3:31)
Приглашая следовать за собой, посланник Бога четко указал путь следования и мы, как верующие люди и ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Мухаммада просто обязаны его слушаться:
Поистине, это — мой прямой путь! Так следуйте по нему и не следуйте по другим дорогам, чтобы отделиться вам от Его дороги! Это — для вас завещание, может быть вы остережетесь!». (6:153)
Беспристрастный, не затуманенный разум показывает прочитавшему Предписание, что Коран — есть путь, по которому шел вестник и путь, по которому обязаны идти мы. Однако, традиция утверждает, что этот путь – «сунна» вестника, переданная в хадисах. Но вот что сказал своему окружению сам Мухаммад по приказу своего Бога:
Скажи: «Я не говорю вам, что у меня сокровища Бога! Я не говорю вам, что я знаю тайное! Я не говорю вам, что я — управленец! Я следую исключительно тому, что мне внушено!». Спроси: «Неужели сравнятся слепой и зрячий?! Так неужели вы не призадумаетесь?!». (6:50)
Когда ты не приводишь им знамение, они говорят: «Почему ты не выбрал его?». Ответь: «Поистине, я следую за тем, что мне внушено от моего Господа. Это просвещение от вашего Господа, наставление и милосердие для людей верящих!». (7:203)
… Поистине, я следую, исключительно за тем, что мне внушено!… (10:15)
Скажи: «Если я заблудился, то, поистине, заблуждаю самого себя, а если наставлен, то оттого, что внушил мне мой Господь! Поистине, Он — Слышащий, Близкий!». (34:46-50)
… Поистине, я следую, исключительно за тем, что мне внушено. Поистине, я — исключительно ясно предупреждающий!… (46:9)
Цитата: Всевышний также предостерег нас от противоречия любому повелению посланника, даже если оно и не упоминается в Коране, потому что Аллах уберег его от вздорных разговоров и лжи: он говорил и приказывал только по повелению Аллаха, говорил и делал только согласно откровению Аллаха. Аллах назначил его имамом и примером для всех нас. Великий и Всемогущий Аллах сказал:
«Пусть берегутся те, кто нарушает его (пророка) повеление, чтобы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное» (ан-Нур 24:63)
Ответ: Рвение автора в возвеличивании Мухаммада понятно, однако, существуют опровергающие такое мнение отрывки:
Поистине, они едва не соблазнили тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое и тогда они взяли бы тебя своим другом. И если бы Мы тебя не подкрепили, ты едва не склониться к ним мало по малу! (17:73-74)
Это говорит о том, что Мухаммад, как и любой человек, имел свободу мнения. В процессе общения и дискуссий, у него сформировалось воззрение, которое было поправлено Богом. Более того, в пылу своей человеческой натуры, вестник мог допускать запреты, которые не были легитимны со стороны Творца:
О, вестник, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Бог, стремясь довольствию своих супруг? Бог — Прощающий, Жалеющий! (66:1)
Данное поведение ни как не вяжется с утверждением автора: «…он говорил и приказывал только по повелению Аллаха, говорил и делал только согласно откровению Аллаха…». Господь Сам констатировал факт несанкционированного запрета. Если же следовать логике автора, то такое поведение так же должно быть внушено Господом, что абсолютно нелогично. Мухаммад был человеком и имел соответствующие качества: свобода мнения и выбора. Он не был «роботом», полностью «от А до Я» манипулируемым киборгом.
Цитата: Всевышний повелел нам обращаться за судом к пророку, и всякий, кто обращается за судом не к божественному откровению — Корану и достоверным хадисам посланника Аллаха — тот обращается за судом к тагуту (ложному божеству), подобно тем, кто ищет суда разума, основанного на греческой логике, как то делают философы, либо суда склонностей, страстей и чувств, как поступают многие суфии и те, кто отказывается от того, с чем был послан посланник, и от деяний, которые он совершал. В этом и состоит смысл уклонения от учения пророка. Всевышний Аллах указал на состояние тех, кто уклоняется от следования дорогой посланника и его суда, и разъяснил, что так поступают только лицемеры. Давай послушаем вместе высказывание Всевышнего Аллаха:
«Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, однако желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отказаться от него? Шайтан хочет сбить их с пути в далекое заблуждение! Когда же им скажут: «Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику», — ты видишь, как лицемеры стремительно от тебя отвращаются» (ан-Ниса 4:60-61)
Ответ: Вернувшись к теме суда, мы обнаружим явное передергивание. Получается, что судить имел право только вестник, а люди на это не имели ни каких прав. Изучая Коран, мы сталкиваемся с другим предписанием:
Бог, поистине, повелевает вам возвращать отданную на хранение вещь владельцам и разбирать справедливо среди людей, когда вы разбираете. Поистине, Бог делает благодеяние, увещевая вас! Поистине, Бог — Слышащий, Видящий! (4:58)
Поистине, Мы ниспослали Таурат (Тору), в которой наставление и свет. Разбирают по ней вестники. Смирившиеся иудеи, раввины и книжники разбирают по тому, что они сохранили из Предписания Бога и чем они являются свидетелями. Так не бойтесь людей, а бойтесь Меня! Не приобретайте Моими знамениями небольшие ценности! Кто не разбирает по тому, что низвел Бог, то это — закрывшиеся! Предписали Мы им в ней наказывать: личность за личность, глаз за глаз, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб и за раны. А кто оправдается, то от него закрыто наказание. Кто разбирает не потому, что низвел Бог, те — мракобесы! Отправили Мы по следам их Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), оправдывающего то, что было перед ним из Таурата (Торы). Дали Мы ему Инжиль (Евангелие), в котором наставление и свет, оправдывающее то, что было перед ним из Таурата (Торы), наставлением и увещеванием для осмотрительных. Пусть разбирают обладатели Инжиля (Евангелия) по тому, что низвел в нем Бог. Кто не разбирает по тому, что низвел Бог, те — отступники! (5:44-47)
Данные отрывки не оставляют сомнения в том, что всем людям дано разбирать согласно Предписанию Бога. Более того, противники этого подпадают под гнев Господа. А как разбирался сам вестник?
Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания и его хранителем. Так разбирай среди них по тому, что низвел Бог. Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины. Всем из вас Мы установили прямое направление и план. Если бы пожелал Бог, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам старайтесь сохранить хорошее! К Богу возвращение вас всех и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! Разбирай между ними по тому, что ниспослал Бог. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Бог. А если они отвернутся, то знай, что Бог желает поразить за часть их провинностей. Поистине, многие люди являются отступниками! Неужели к невежественному разбирательству вы стремитесь? Кто лучше Бога в разборе для уверенных людей? (5:48-50)
Неужели не к разбирательству Бога вы стремитесь?! Он — тот, кто ниспослал вам Предписание, подробно изложенное. Те, кому Мы дали ранее Предписание, знают, что оно ниспослано от Господа твоего в истине! Так не будь среди сомневающихся! (6:114)
Таким образом, Мы ниспослали ее разбирательством на арабском языке. Но если ты последуешь за их страстями, после того как пришло к тебе знание, то нет тебе от Бога ни помощника, ни защитника! (13:37)
И здесь недвусмысленно показывают нам, что Мухаммаду было вменено разбирать именно по Корану.
Цитата: «Он наставил их на прямой путь…»
Ответ: Вестник Мухаммад только давал информацию от Бога, выбор же люди делали сами, тем более, что наставлять на прямой путь прерогатива только Бога:
Не на тебе их наставление, однако Бог наставляет того, кто желает. То, что вы расходуете из добра, все для вашей пользы. Расходуйте, стремясь к образу Бога. То, что вы расходуете из добра для бедняков, которые ограничены на пути Бога, полностью возместится вам и вы не будете омрачены! (2:272)
Поистине, Мы низвели знамения разъясненными! Бог наставляет, того, кто желает, на прямой путь! (24:46)
Бог ниспослал наилучший рассказ, со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются к поминанию Бога! Это — Наставление Бога! Он наставляет им того, кто желает! Кого этим Бог сбивает, то нет ему наставника! (39:23)
Цитата: «…разъяснил им смысл Книги Аллаха…»
Ответ: Разъяснение смысл Своего же послания Творец взял на себя:
… Он разъясняет людям Свои знамения, может быть, они опомнятся! (2:221)
… Таковы ограничения Бога! Он разъясняет их для людей знающих! (2:230)
Таким образом разъясняет Бог вам Свои знамения, может быть, вы поймете. (2:242)
Это — разъяснение людям, руководство и увещание для осмотрительных. (3:138)
…Разъясняет вам Бог, чтобы вы не заблудились. Бог о всякой вещи знающ! (4:176)
Затем, поистине, на Нас ее разъяснение! (75:19)
Цитата: «…указал им на самый легкий путь, ведущий к довольству Аллаха и Его милости.»
Ответ: Путь к Богу и так легок для искренних, который Он Сам указал:
… Бог хочет для вас облегчения, но не хочет для вас затруднения для того, чтобы вы завершили отсчитанный период и возвеличили Бога за то, что Он наставил вас! Может быть, вы будете признательны! (2:185)
О те, которые поверили! Предписано вам совершить наказание, если свободный человек убил другого свободного человека, слуга — слугу, женщина — женщину. А тот, кто был прощен братом, пусть последует одобренному и выплатит ему. Это вам облегчение и милость от вашего Господа. А того, кто преступит после этого, ожидают мучительные боли! (2:178)
Так, поистине, Мы облегчили ее (Словесность-Коран) для твоего языка, чтобы ты обрадовал осмотрительных и предостерег непримиримых людей! (19:97)
Усердствуйте к Богу истинным усердием! Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности затруднения общины отца вашего — Ибрахима (Авраама). Он называл вас смиренными раньше и в этот раз, чтобы посланник был свидетелем над вами, а вы были свидетелями над людьми! Так вставайте на молитвенную связь, давайте обеляющий расход и ищите убежище у Бога! Он — ваш Покровитель! Он — благодетельный Покровитель и благодетельный Помощник! (22:78)
Поистине, Мы облегчили ее (Словесность-Коран) для твоего языка, может быть, они опомнятся! (44:58)
Ведь Мы облегчили Словесность (Коран) для запоминания, но есть ли запоминающий?! (54:17)
Цитата: «…Поэтому недопустимо делать различия между Аллахом и Его посланником в утверждении законов шариата. Тот, кто любит Аллаха, будет любить и Его посланника, а тот, кто подчиняется Аллаху, будет подчиняться и Его посланнику, как сказал Всевышний Аллах:
«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (ан-Ниса 4:80)»
Ответ: По пониманию автора, Мухаммад такой же законотворец, как и Бог. Это называется соучастие в установлении «шариата» Творца. Т.е., получается, что вестник имеет одинаковый статус с Господом в этом деле, а значит, он причастен к предписаниям Создателя. Рассмотрим отношение Бога к такому пониманию:
Или у них есть причастные Богу, которые прямо направили (шара,у) их к обязанности (ддиини) перед Богом, к тому, что не разрешал Бог? Если бы не вышедшее Слово, ведь было бы покончено с ними! Поистине, для мракобесов — мучительное наказание! (42:21)
В скобках стоит транскрипция используемого слова — «шара,у», корнем которого служит термин «шара,а» — направлять прямо, наводить, нацеливать. Именно от этого корня и образовано понятие «шариат». А так же, в следующей скобке стоит еще одна транскрипция – «ддиини», корнем которого выступает выражение «даана, диинун», означающее: занимать, давать в долг, быть обязанным (кому-либо), быть в долгу (у кого-либо). По традиции, «диин» на русский язык переводят «религия», хотя этот термин с греческого означает «связывать, соединять». Здесь Бог спрашивает, неужели у людей есть те, кто устанавливает «шариат» в «диин»? Если таким вот человеком является Мухаммад, то чем в таком случае мусульмане будут отличаться от многобожников?
Спроси: «Ваши ли причастные наставляют на истину?». Скажи: «Бог наставляет на истину. Кто имеет больше прав, чтобы за ним следовали? Тот, кто наставляет на истину или тот, кто наставляет исключительно наставленным? Что с вами, как вы рассуждаете?». (10:35)
Он — тот, кому принадлежит власть над небесами и землей! Он не брал Себе ребенка и не было причастного к Его власти! Он сотворил всякую вещь и распределил все по мере! (25:2)
В этом смысле, понятен следующий отрывок с обращением к верующим:
Обращайтесь к Нему с раскаянием! Остерегайтесь Его! Вставайте на молитвенную связь! Не будьте из устраивающих причастных Богу, из тех, которые разделили свою обязанность и стали группировками, каждая из партий радуется тому, что у нее. (30:31-32)
Цитата: «…Повиновение посланнику обязательно во всех делах. Верующий обязан походить на посланника как внешним видом, так и в делах и речах…»
Ответ: И чем могут походить внешне верующие женщины на вестника? Или в число верующих женщины мусульманки уже не входят? Неужели походить внешне на Мухаммада – обязанность? Разве это предписывает нам Творец? Нет. Нас Создатель создал разными, как во внешности, так и по национальности:
О люди! Поистине, Мы сотворили вас мужчиной и женщиной. Мы установили вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Поистине, самый почтенный из вас пред Богом — самый осмотрительный! Поистине, Бог — Знающий, Сведущий! (49:13)
Цитата: «…Те же, кто стремится сделать различие между подчинением Аллаху и подчинением посланнику, подобны тем, кто делает различие между ними в любви и вере. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других». Они хотят найти путь между этим. Они — неверующие по истине, и уготовали Мы неверующим унизительное наказание! А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не различали между кем-либо из них, этим Мы даруем их награды: ведь Аллах — Прощающий, Милостивый!» (ан-Ниса 4:150-152)»
Ответ: Высказанный тезис не связан с приведенным отрывком, т.к. речь идет об обладателях Предписания.
Цитата: Некоторые же люди хотят в познании религии ограничиться только Кораном, не принимая хадисов посланника Аллаха. Однако Аллах ниспослал Коран, который вплоть до Дня воскресения будет возвещать:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; тогда полюбит вас Аллах…» (Аль ‘Имран 3:31)
Ответ: Мухаммад призывал следовать за собой, т.к. сам следовал за ниспосланным Предписанием – Кораном:
Поистине, это — мой прямой путь! Так следуйте по нему и не следуйте по другим дорогам, чтобы отделиться вам от Его дороги! Это — для вас завещание, может быть вы остережетесь! (6:153)
В данном отрывке посланник имеет ввиду Коран, ведь если посмотреть ниже, то мы увидим следующее:
Мы ниспослали это Предписание благодатным! Так следуйте за ним, может быть вы будете помилованы! (6:155)
Цитата: О верующий! Критерием твоей любви к Аллаху является степень твоей приверженности дороге Его посланника — верного, избранного, последнего, милосердного к нам, самого лучшего из людей в поклонении Аллаху, который сильнее всех боялся Аллаха, лучше всех знал Аллаха, чья дорога является кратчайшей дорогой в рай. Аллах не принимает ни одного деяния, которое не соответствует дороге Его посланника, потому что это — повеление Всевышнего Аллаха, который сказал:
«…Кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого» (аль-Кахф 18:110)
Ответ: Для мусульман нет сомнений в том, что правильный путь указывает Коран. Однако, среди верующих возникло двойственное представление о нем. С одной стороны – Коран – путь, с другой стороны – Мухаммад – показал дорогу, которая не отражена в Предписании. В доказательство, идет ссылка на следующее:
Кто будет противоречить посланнику после того, как стало ему ясно наставление и последует не по дороге верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился и спалим его в Аду. Скверный это исход! (4:115)
Поистине, те, которые закрылись и отклонились от дороги (сабиили) Бога, противились посланнику после того, как стало ясным им наставление, ни в чем не навредят Богу и их дела окажутся тщетными! (47:32)
Традиционалисты считают слова, образованные от корня «сабиль» указывают на дорогу вестника Мухаммада. Это является важным доводом в оправдание преданий о посланнике Бога. Более того, тем, кто не следует «сунне» приводят следующее:
Поистине, те, которые закрылись от Бога, Его посланников и желают отделить Бога от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и закрыты от других!», они хотят найти между этим дорогу, они – закрывшиеся по истине! Приготовили Мы закрывшимся унизительное наказание! (4:150-151)
Как говорится «сколько людей, столько и мнений». Поэтому, обратимся лишь к утверждениям Творца.
Завершились Слова Бога правдиво и справедливо! Неизменяемы Слова Его! Он — Слышащий, Знающий!
Если ты послушаешься большинства людей на земле, то они собьют тебя с дороги (сабиили) Бога! Они следуют, исключительно за предположением! Поистине, они лишь выдумывают! (6:115-116)
Налицо «привязка» Господом «дороги» к своим Словам, а указания людей относит к предположениям. Усиливает данное утверждение информация об «указующем» на истинную дорогу.
На Боге лежит направление дороги (ассабиили). Есть и отклоняющиеся от нее. Если бы Он пожелал, то ведь наставил бы вас всех! (16:9)
Кого же направляет Всевышний по указанному «маршруту»? Тех, кто прикладывал усилия для поиска истины.
Тех, которые усердствуют для Нас, Мы ведь непременно наставим их на Наши дороги (субуляна)! Поистине, Бог ведь с добродеющими! (29:69)
Стремление каждый свой шаг согласовывать с вестником тоже не одобряется Творцом.
Или вы хотите спросить вашего посланника, как раньше спрашивали Мусу (Моисея)? Кто поменяет веру на закрытость, то тот сбился с ровной дороги (ссабиили). (2:108)
Ведь дети Израиля дотошно выведывали у Моисея разные вопросы, не смотря на ясное изначальное предписание. Такая же картина наблюдается сейчас и у мусульман, которым объяснение Бога не достаточно. Этим пользуется «руководящая» прослойка между Создателем и верующими, давая ответы от имени Мухаммада, которые они систематизировали в виде «хадисов», что и называется «сунной» вестника.
Зови к дороге (сабиили) Господа разборчиво и хорошим увещанием! Спорь с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги (сабиилихи)! Он лучше знает наставленных! (16:125)
Мухаммаду же было предписано призывать к дороге, указанного Всевышним. Вестник недвусмысленно обозначил, что Предписание и есть его дорога.
Скажи: «Это — моя дорога (сабиилии)! Я призываю к Богу осознанно, — я и те, кто за мной последовали! Слава Богу, я не из числа устраивающих причастных Богу!». Мы посылали мужчин, которым внушали, исключительно из обитателей селений. Неужели они не путешествовали по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них! Поистине, обитель последней жизни лучше для тех, кто был осмотрителен! Неужели они не понимают? (12:108-109)
Цитата: О верующий! Хорошо поразмысли над этим убедительным и ясным разъяснением. Аллах ниспослал Мухаммаду Напоминание для того, чтобы он разъяснил людям то, что ниспослал Аллах. Одно Напоминание ниспослано для толкования другого. Из этого вытекает только то, что Сунна также является божественным откровением от Аллаха, ниспосланным для разъяснения того, суть чего Аллах изложил в Коране. Эти слова Аллаха не имеют никакого иного смысла, и неверно было бы утверждать, что Аллах ниспослал Коран для толкования Корана. Хорошо поразмысли над этим, потому что это очень важно.
Аллах обучил Своего посланника, воспитал его и одарил мудростью. И мудрость эта — в его постановлениях, толкованиях, речах и деяниях. Все это является частью благодеяния Аллаха к нему. Всевышний сказал:
«…Аллах ниспослал тебе Книгу и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха была к тебе велика!» (ан-Ниса 4:113)
Ответ: Начнем с того, что изначально был заключен договор между Богом и вестниками:
Когда взял Бог договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?». Они ответили: «Мы признаем!». Он сказал: «Так засвидетельствуйте и Я буду с вами среди свидетелей! (3:81)
На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что вестникам обещалось вручение двух вещей: Писание и разборчивость (мудрость). Рассмотрим понятие о разборчивости (мудрости) у вестников:
Или они завидуют людям за то, что даровал им Бог преимущество? Поистине, Мы даровали роду Ибрахима (Авраама) Предписание и разборчивость. Даровали им великую власть. (4:54)
Такие доводы Мы предоставили тебе. Мы дали их Ибрахиму (Аврааму) против его народа. Мы возносим степенями того, кого Мы желаем. Поистине, Господь твой — Мудрый, Знающий! Мы подарили ему Исхака (Исаака) и Якуба (Якова). Каждого наставили и из потомства: Дауда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айюба (Иова), Юсуфа (Иосифа), Мусу (Моисея), Харуна (Аарона), Закарию (Захария), Яхью (Иоанна), Ису (Иисуса), Ильяса (Илию), Исмаила, Ильясина (Елисея), Юнуса (Иону), Лута (Лота). Мы ранее наставили Нуха (Ноя). Все они были среди улучшающих! Всех Мы предпочли пред народами мира! Мы избрали их среди их отцов, потомства и братьев. Мы наставили их на прямой путь! Таким образом Мы воздаем делающим добро! Это — Наставление Бога. Он наставляет им того из своих слуг, кто желает! Если бы они устроили причастных Богу, то ведь их дела не удались бы! Это — те, которым Мы дали Предписание, разборчивость и известия. Если закроются от этого эти люди, так Мы поручили это тем, кто не закрылся! (6:83-89)
Мы ведь дали детям Израиля Предписание, разборчивость и известия. Даровали им надел и предпочли их пред народами. (45:16)
Перед нами констатация факта того, что род Авраама получил некие полномочия и возможности от Бога: Предписание (Писание), разборчивость (мудрость) и известия (пророчества). Что все это означает? Разные ли это вещи? Если следовать логике автора статьи, то и Предписание (Писание) с известиями (пророчеством) – разные вещи. Однако, именно сообщаемые истории в Коране и рассматриваются Богом как весть. В тексте Корана для обозначения полученной информации использованы слова, корнем которых служит слово «анба,а», что означает: возвещать, сообщать, осведомлять. В арабском варианте, переведенное слово «пророчество» звучит как «нубууата», образованное от корня «анба,а» (поэтому и предлагается альтернативный перевод — известия).
Это — весть о сокровенном. Мы внушили ее тебе. Ты не был при них, когда они бросали свои письменные трости, что бы решить, кто из них будет заботиться о Марьям (Марии). Не был ты при них когда они пререкались. (3:44)
Это — весть о сокровенном. Мы внушили ее тебе. Не знал ее ты и твой народ до этого. Так терпи! Поистине, результат за осмотрительными (11:49)
Все это рассказываем Мы тебе из вестей про посланников, чтобы укрепить твое сердце и в этом явилась к тебе истина, увещание и напоминание для верующих. (11:120)
Это — сокровенная весть. Мы внушили ее тебе, ведь ты не был при них, когда они замышляли козни и собрались на дело. (12:102)
Таким образом, рассказываем Мы тебе весть о предшествующем. Мы даровали тебе от Нас Напоминание! (20:99)
Т.е., само Предписание (Писание) – весть от Творца, что и рассматривается Творцом как известия (пророчество) для людей. Ведь и статус — вестник – наби основан на смысле донесения вести от Господа – Предписания. Рассмотрим другие отрывки:
После того, как дошел он до зрелости, Мы дали ему разборчивость и знание. Так воздаем Мы добродеющим! (12:22)
Луту (Лоту) Мы дали разборчивость и знание. Мы спасли его из селения, которые делали порочные дела. Поистине, они были дурными людьми, отступниками! (21:74)
Мы дали понимание этого Сулейману (Соломону). Каждому Мы дали разборчивость и знание. Подчинили Дауду (Давиду) вместе горы и птиц, чтобы они восхваляли. Мы были свершившими. (21:79)
Когда он достиг своей зрелости и выровнялся, Мы дали ему разборчивость и знание. Таким образом, Мы вознаграждаем добродеющих! (28:14)
И в данных отрывках мы наблюдаем некий перечень даваемых посланникам Бога: разборчивость и знание. Разные ли это вещи?
Поистине, обязанностью перед Богом является смирение. Но разошлись те, кому было даровано Предписание, лишь после того, как пришло к ним знание, притесняя друг друга. Кто закрыт от знамений Бога, то поистине, Бог скор в расчете! (3:19)
Мы ведь поместили детей Израиля оправданным размещением и наделили их здравием. Они не разногласили, пока не пришло к ним знание. Поистине, Господь твой рассудит их в день предстояния в том, в чем они разногласили! (10:93)
Они разделились, исключительно после того, как явилось к ним знание, преступая против друг друга… (42:14)
Мы дали им ясные доказательства из дела, но они начали разногласить, исключительно после того, как пришло к ним знание, преступая между собой. Поистине, Господь твой рассудит между ними в день предстояния то, в чем они разногласили! (45:17)
Что за знания Создатель дал обладателям Предписания? Ответ следующий:
Ведь приходили Мы к ним с Предписанием и подробно изложили: со знанием, с наставлением и милостью для людей, которые верят. (7:52)
Т.е. Предписание рассматривается как даваемое знание. Более того, Коран так же рассматривается как даваемое знание:
А если они не ответят вам, то знайте, что ниспослал ее (Словесность) со знанием — Бог! Поистине, божество — исключительно Он! Так смиритесь ли вы? (11:14)
Творец порицает людей, которые без знаний препираются в отношении Бога:
Среди людей есть такой, кто препирается о Боге: без знания, без наставления, без просвещающего Предписания. (22:8)
Неужели вы не видите, что Бог подчинил вам то, что на небесах и то, что на земле? Он одарил вас своими явными и незримыми благодеяниями! Среди людей есть тот, кто спорит о Боге, не имея, ни знания, ни Наставления, ни просвещающего Предписания! (31:20)
Конечно, возможны мнения, что знание, Наставление и Предписание — разные вещи, но нижеследующее расставляет все на место.
Это — Предписание, нет сомнения в нем — Наставление для осмотрительных. (2:2)
Таким образом, знание, Наставление и Предписание – суть, одно единое целое – синонимы. Обратимся теперь к истории с Иисусом. Предание гласит, что Иисус, после нисхождения на землю, будет править и принимать решения на основе Корана. То, что он будет знать именно Коран, по их утверждению, должны подтвердить нижеследующие аяты:
Он научит его Предписанию (алькитаб), разборчивости (альхукму), Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию) и пошлет к детям Израиля с вестью: «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины образ птицы и подую в нее. Станет это птицей с позволения Бога. Я вылечу слепого, прокаженного и оживлю мертвых с позволения Бога. Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах. Поистине, в этом — знамение для вас, если вы верящие! (3:48-49)
Вот скажет Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Вспомни благодеяние Мое тебе и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святым. Ты разговаривал с людьми в колыбели и взрослым. Вот научил Я тебя Предписанию (алькитаб), разборчивости (альхукму), Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию). Вот ты творил из глины подобие птиц, дул на них и становились они живыми птицами с Моего дозволения. Ты исцелял слепого, прокаженного и воскрешал мертвого с Моего дозволения. Вот Я удержал детей Израиля от тебя, когда ты пришел к ним с явными доказательствами. Сказали те, которые закрылись из них: «Это лишь очевидное колдовство!»». (5:110)
Логика комментаторов такова, что здесь перечислены божественные Книги: Тора, Евангелие и Предписание (Писание). Предписание (Писание) на арабском языке звучит как «аль-китаб». В комментариях утверждается, что под словом «аль-китаб» подразумевается Коран, т.к. Тора и Евангелие уже перечислены, а Псалтырь является частью Торы (см. Харун Яхья «Иисус вернется»). Вследствие того, что Коран был ниспослан после Торы и Евангелие, получается, что Иисус руководствоваться будет им, а это возможно только во время «второго пришествия» на землю. На первый взгляд все выглядит логично, но, обратившись к другим отрывкам, мы обнаружим по этому поводу другую информацию.
А она указала на него. Они спросили: «Как мы можем разговаривать с ребенком в колыбели?». Ребенок ответил: «Я — слуга Бога! Он дал мне Предписание и установил меня вестником! (19:29-30)
Как видно из контекста, Иисусу еще в младенчестве было дано Предписание «аль-китаб», но утверждать, что это Коран было бы абсурдно. Хотелось бы заметить, что наряду с Предписанием, Торой и Евангелием в с3:48 и с5:110 употреблено слово «разборчивость» (аль-хукму), что никак не комментируется в разъяснениях. Но, судя по всему, под словом «разборчивость» (аль-хукму) так же подразумевается божественная Книга:
После того, как Иса (Иисус) явился с явными доказательствами, он сказал: «Я пришел к вам с разборчивостью. Я разъясню вам часть того, в чем вы разногласите. Так остерегайтесь Бога и слушайтесь меня! Поистине, Бог, Он мой Господь и ваш Господь! Так служите Ему! Это — прямой путь!». (43:63-64)
Исходя из всего приведенного материала, получается следующий вывод: слова Предписание и разборчивость являются синонимами Торы и Евангелия. В таком же контексте нам сообщается о Моисее и Иоанне:
Было внушено: «О, Яхья (Иоанн), держись Предписания крепко!». Дали Мы ему разборчивость в детстве. (19:12)
Убежал я от вас, когда испугался. Даровал мне Господь мой разборчивость и установил меня из среды посланных! (26:21)
Из всех приведенных отрывков невооруженным взглядом видно, что у Корана есть несколько синонимов: Предписание (Писание), разборчивость (мудрость), знание, известия (пророчество).
В свое время, Авраам просил Бога об отправлении посланника:
Господь наш! Отправь к ним посланника из них, который будет читать для них знамения Твои, научит их Предписанию, разбирательству и обелит их. Поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!». (2:129)
Как мы понимаем, речь идет о Мухаммаде. Творец принял зов и послал вестника в среду арабов:
Таким образом, Мы послали к вам из вас самих посланника, который читает для вас знамения Наши и обеляет вас. Он учит вас Предписанию и разборчивости. Он учит вас тому, что вы раньше не знали. (2:151)
Оказал Бог услугу верующим, когда отправил к ним посланника из них самих. Он читает им Его знамения, обеляет их, учит их Предписанию и разборчивости. Поистине, они ведь были раньше в явном заблуждении. (3:164)
Он послал к неискушенным посланника из них. Он читает им Его знамения, обеляет их, обучает их Предписанию и разборчивости, поистине, ведь раньше они были в явном заблуждении и других из них, которые еще не присоединились к ним. Он — Всемогущий, Мудрый! (62:2-3)
Если отделять разборчивость от Предписания, то тогда логично отделить и чтение знамений. Однако, это будет искажением факта, ведь читаемые знамения и есть Предписание. Поэтому, отделять понятие разборчивости от Предписания нет смысла.
Если бы не одолжение Бога тебе и не Его милость, то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуждение лишь самих себя и ничем не вредят тебе. Бог ниспослал тебе Предписание и разборчивость, научил тебя тому, чего ты не знал. Одолжение Бога тебе велико! (4:113)
Если мы будем считать, что разборчивость – нечто ниспосланное параллельно Корану, то непременно упремся в противоречие:
Эта разборчивость внушена тебе от твоего Господа! Не устанавливай с Богом другого божества, а то будешь брошен в Ад порицаемым, разбитым! (17:39)
Данный отрывок подытоживает целый блок. Тем самым, Всевышний конкретно определил, что внушаемые знамения и есть разборчивость. Более того, если мы будем считать, что разборчивость и есть то, что написано в хадисах, то опять попадем в противоречие со Словом Бога:
Поминайте то, что читается в ваших домах из знамений Бога и разборчивости. Поистине, Бог — Мягкий, Осведомленный! (33:34)
Данный отрывок адресован женам Мухаммада. Но они не могли читать в то время, и Коран, и хадисы. Ведь сообщается, что они именно читали, когда как хадисы не записывались при жизни вестника. Что мы в итоге получаем? Мы получаем понятие того, что Коран – разборчивость:
Приблизился час и отделилась луна. Если они видят знамение, то отстраняются и говорят:
«Длительное колдовство!». Они сочли ложью и последовали за своими страстям. Каждое дело — обосновывается! Ведь явились к ним удерживающие известия, совершенное разбирательство, но бесполезными оказались предостережения! (54:5)
Эти отрывки однозначно показывают, что ниспосланное Предписание – весть – совершенное разбирательство.
Цитата: Если слова посланника и его деяния не являются руководством и религией, то чьи же тогда деяния будут ими?!
Мы непременно нуждаемся в разъяснении того, как творить благие деяния, ибо мы никогда не видели, чтобы Аллах совершал молитву или паломничество, или выступал в джихад, или проявлял в чем-либо стойкость, или приводил в исполнение приговор, или выплачивал закят, или постился в рамадан. Необходимо было назначить человека, от которого мы могли бы научиться тому, как совершать поклонение и прочие деяния. Этим человеком является посланник Аллаха, и поэтому Всевышний Аллах сказал:
«…Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» (аль-Хашр 59:7)
Ответ: Если посмотреть контекст аята 59:7, то выясняется, что здесь конкретно сообщается о распределении трофеев. Именно об этом говорит Господь, что бы брали верующие:
Трофеи, что дал Бог своему посланнику от обитателей селений, принадлежат Богу, посланнику, близким, сиротам, бедным и путнику, чтобы не оказалось это распределено между богатыми среди вас. Что дал вам посланник, то берите, а что удержал от вас, от того удержитесь. Остерегайтесь Бога, поистине, Бог суров в наказании! (59:7)
Возмущает то, как, в угоду своего мнения, преподносится в другом смысле. Так же, совершенно некорректным выглядит высказывание о несостоявшемся поведении Бога. Такое нелепое сравнение не могло прийти в голову даже многобожнику. Что касается показа посланником Бога практики отправления: молитвы, поста, хаджа, джихада, зякята и наказания за преступление, то все эти пункты, в своей основе, довольно подробно описаны в Коране. Второстепенные вопросы технического исполнения данных обрядов не лежит в плоскости обязанности вмененного Богом. К примеру, в наше время, современная армия не может пользоваться тактикой и стратегией тех времен. Либо отправление естественных нужд мы сопровождаем другими гигиеническими средствами и методами.
Цитата: То есть что бы он вам ни повелел, то выполняйте, а что бы он вам ни запретил, того избегайте, ибо он повелевал только благое и запрещал только плохое. Этот аят является всеобъемлющим повелением Аллаха, относящимся ко всему, с чем пришел Его посланник, независимо от того, упомянуто об этом непосредственно в Коране или нет.
Ответ: Следуя логике автора, мы должны придерживаться следующего хадиса:
Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой части. (Муслим, «Сады праведных»)
А ведь Мухаммад описан в Коране совсем не таким:
Воистину, твой нрав превосходен. (68:4)
Цитата: И если бы повиновение посланнику Аллаха было необязательным, то не было бы необходимости приказывать людям повиноваться ему ни при его жизни, ни после его смерти.
Ответ: Интересно, где такое предписание от Бога о подчинении вестнику после его смерти?
Цитата: Я прошу Всевышнего Аллаха наставить всех нас на истину и помочь нам следовать ей в наших делах, чтобы Он сделал истину любимее для наших сердец, чем собственные души, чтобы Он сделал нашу любовь к Своему посланнику сильнее, чем любовь к прохладной воде при жажде в сильный зной, и чтобы Он оказал нам честь быть приверженцами всего, что дошло до нас в достоверных хадисах от нашего посланника, ибо это — только в Его власти, и Он — Всемогущ.
Ответ: Куда же тогда девать следующее:
Или они не рассматривали власть над небесами, землей, о том, что Бог сотворил все? О том, что, может быть, приблизился их назначенный срок? Так какой рассказ (хадис) после этого они поверят?! (7:185)
Это — знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ (хадис), после Бога и Его знамений, они поверят? (45:6)
В какой рассказ (хадис) они после этого поверят? (77:50)
Как можно доверять воспоминаниям, дошедших до писателя через 4-5 поколений? Ведь единственным свидетелем всех этих хадисов выступает последний рассказчик в цепочке передатчиков. Ведь это только с его слов известно о самих передатчиках, о их порядочности, о содержании рассказов. И самое главное – это Сам Бог спрашивает: «В КАКОЙ ЖЕ РАССКАЗ (ХАДИС) ОНИ ПОВЕРЯТ?»