Ложь об ошибках в Коране
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
На сайте «Православие и Ислам» была опубликована статья «Ошибки в Коране». Для объективного ответа предлагается статья, дающая пояснение по каждому пункту.
Ответы на главу 6 из книги
Ошибки в Коране
Отрывокизкниги Dr. William Campbell
«The Qur’an and the Bible in the Light of History & Science»
Солнце
Христианские оппоненты Ислама, желая доказать отсутствие Божественного начала в Коране, пытаясь доказать некомпетентность информации Предписания, приводят суру18аят86, где опираются на неправильный перевод. حَتَّى إِذَا بَلَغَ مَغْرِبَ الشَّمْسِ وَجَدَهَا تَغْرُبُ فِي عَيْنٍ حَمِئَةٍ وَوَجَدَ عِندَهَا قَوْماً قُلْنَا يَا
Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный источник… (18:86)
Проблема состоит в неправильной подаче значения предлога «фи» (в арабском тексте он подчеркнут). Дело в том, что нельзя его перевести только как звук «в». Этот предлог в русском языке означает: в, на, при, во время, в течении, за, из-за, о, об, по, в сравнении с, среди, между .
По правилам переводческого дела, слово или выражение должны преподноситься по смыслу. Арабские предлоги сами по себе ассоциативны, поэтому перевод предлога «фи» можно приводить только в смысловом значении, т.е. это место на русском языке будет звучать следующим образом:
Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается за мутный источник…
Не оставляет сомнения то, что любой здравомыслящий человек, первый прочитав в таком виде этот аят без проблем поймет, что солнце заходит за горизонт.
Комментарии прежних «мракобесов» не являются доводом против слова Бога. Ведь и в христианском мире, несмотря на стихи из Библии, так же примитивно и ненаучно высказывалось духовенство относительно земли, считая ее плоской.
гром и молния
В теме гром и молния, автор согласен, что высказывание можно считать образным:
«В Коране существует сура, под названием «Гром» в которой написано, что Гром восхваляет Господа. Мы можем считать, что это сказано не буквально, поскольку гром не является живым существом – хотя, в духовном плане, вся природа восхваляет Господа».
Однако, для критики он выбрал невежественные толкования и предания, говорящие от имени Мухаммада, но не сам текст Корана. Опора на доводы, взятые не из Корана, не могут приниматься как утверждение Бога. Хотелось бы напомнить читателю, что сама книга называется «Ошибки в Коране», хотя критика в ней направлена на внекоранические источники. Богопротивными толкованиями и преданиями грешат все авраамические религии, и не стоит их принимать за истину в последней инстанции.
земля
Отрывок из книги: «Коран же отрицает эти научно установленные факты. Во многих местах, упоминается, что земля плоская и что горы представляют собой как бы шесты, удерживающие Землю от опрокидывания».
Эта цитата опирается на несколько неправильно понимаемые отрывки.
и землю после этого распростер. (79:30)
и на землю, как она распростерта. (88:20)
Выражение «распростер(та)» ни коим образом не говорит о плоскости. Это слово передает совершенное Богом действие. В своем рвении найти мнимые ошибки в Коране, автор не заметил, как подверг дискредитации и Библию. Ведь подобные высказывания присутствуют и ней:
8 Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря.
Иов 9
7 Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем.
9 Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое.
Иов 26
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим … Ис 42
и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он … Ис 51
Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Ис 48
При чтении этих мест почему-то у автора не возникает мысли о плоскости: неба, севера, облака и самое главное ЗЕМЛИ.
Более того, взявшись за такую серьезную тему, критик Корана не удосужился проверить достоверность предлагаемых ссылок.
Он наследует мне и наследует роду Якова. Сделай его, Господи, угодным». (19:6)
В этом аяте вообще нет упоминания о земле. Предлагаемые же следующие аяты затрагивают совершенно другую тему земли:
Мы сделали то, что на земле украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше поступками. (18:7)
Видели ли те, которые закрылись (от знамений Бога), что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют? (21:30)
Так же ложным является утверждение о том, что Коран описывает горы как создания для удержания земли от опрокидывания. Коран описывает роль гор состоит в предотвращении колебания, а это уже научный факт.
Мы устроили на земле прочно стоящие, чтобы она не колебалась с ними. Устроили там расщелины дорогами — может быть, они пойдут правым путем! (21:31)
Землю Мы распростерли и устроили на ней прочно стоящие и произрастили на ней всякие красивые пары. (50:7)
Книга под названием Earth [”Земля”] стала основным учебным пособием во многих университетах мира. Одним из ее авторов является почетный профессор Фрэнк Пресс. В свое время он занимал должность научного советника президента США Джимми Картера и в течение 12 лет был президентом Национальной академии наук в Вашингтоне, округ Колумбия. В книге говорится о том, что у гор есть своеобразные “корни”. Эти корни уходят глубоко в землю, благодаря чему горы можно сравнить со сваями или кольями (см. рис. 1, 2 и 3).
Рис. 1: Горы имеют глубокие “корни”, скрытые под земной поверхностью ( Earth [”Земля”], Пресс (Press) и Сивер (Siever), стр.(413.)
Рис. 2: Схематическое изображение гор в разрезе. Горы, подобно сваям или кольями, уходят глубоко в землю. (Anatomy of the Earth [” Анатомия Земли “], Кайо (Cailleux), стр . 220.)
Рис. 3: Еще один рисунок, иллюстрирующий сходство горы с опорой из-за наличия у нее подземной части. (Earth Science , [”Наука о Земле”], Тарбук (Tarbuck) и Лутгенс (Lutgens), стр. 158.)
“Разве Мы не сделали землю ложем, а горы подобно колышкам?” (Коран 78:6-7)
Современные науки о Земле убедительно доказали, что у гор есть глубокие “корни”, уходящие в землю (см.рис. 3), и что эта подземная часть горы может быть в несколько раз больше надземной части. Зная это, нельзя найти более точного слова для описания горы, чем “колышек”, поскольку правильно вбитый колышек большей своей частью уходит под землю. Из истории науки нам известно, что теория о том, что горы имеют глубокие “корни”, появилась не ранее второй половины девятнадцатого века.
Кроме того, горы играют важную роль в стабилизации земной коры. Они предотвращают колебания земной поверхности.
“Он внедрил в землю могучие горы, чтобы не колебалась она вместе с вами…” (Коран 16:15)
Современная теория тектоники плит также рассматривает горы как стабилизаторы земной поверхности. Понимание этой функции гор в рамках теории тектоники плит стало развиваться совсем недавно, с конца 60-х годов двадцатого века.
Мог ли кто-нибудь во времена вестника Мухаммада догадываться об истинном строении гор? Мог ли кто-либо тогда вообразить, что прочная, массивная гора, которая вздымается перед ним, в действительности уходит еще и глубоко под землю и имеет “корень”, как говорят об этом ученые? Во многих книгах по геологии при описании гор обсуждается строение лишь надземной их части. И это потому, что люди не имели представления об истинном геологическом строении гор. Однако современная геология убедительно подтвердила истинность слов Корана.
Следующий, подвергшийся насмешке, аят содержит научные факты, открытые лишь во второй половине 20 века.
Бог — Тот, кто сотворил семь небес и из земли столько же. Нисходит повеление между ними, чтобы вы знали, что Бог над всем мощен и что Бог все объемлет знанием. (65:12)
Сегодня уже установлено, что земная кора состоит из семи слоев, напластованных один на другой, именно так, как это указывалось в вышеупомянутом аяте Священного Корана. Геологи так классифицируют устройство Земли:
1-й слой: литосфера (гидросфера)
2-й слой: литосфера (слой земной коры)
3-й слой: астеносфера
4-й слой: верхняя мантия земли
5-й слой: нижняя мантия земли
6-й слой: внешнее ядро
7-й слой: внутренне ядро (субъядро)
Название «литосферы» происходит от греческого слова «lithos«, означающего «скала». Литосфера формирует самые верхние, твердые слои земной поверхности. По сравнению с другими слоями земли она довольно тонкая, причем наиболее тонкими участками литосферы являются зоны вулканической активности и океанические глубины. Средняя толщина литосферы составляет 80 километров. Литосфера значительно холоднее, а потому и тверже, чем другие слои, благодаря чему исполняет функцию земной коры.
Под слоем литосферы находится астеносфера, название которой происходит от греческого слова «аsthenes«, означающего «слабый». По сравнению с литосферой этот слой тоньше, активнее и подвижнее. Астеносфера геологически сформирована из горячих, полутвердых тел вулканического происхождения, способных время от времени плавиться под воздействием давления и высоких температур. Ученые полагают, что твердый слой литосферы плавает или мягко колеблется на медленно движущемся слое астеносферы.
Под этими слоями расположен слой мантии земли толщиной около 2900 километров. Этот слой состоит из полутвердых скал очень высокой температуры. Мантия содержит в больших количествах железо, магний и кальций. Этот слой более горячий и плотный, поскольку температура и сила давления внутри Земли возрастает по мере углубления в ее недра.
В самой глубине земного шара, практически в его центре, расположено ядро земли, плотность которого в два раза превосходит плотность слоя мантии. Причина столь высокой плотности заключена в том, что ядро земли содержит в себе, кроме скал, смеси различных металлов и никель. Ядро земли состоит из двух различных слоев: первый слой – жидкое внешнее ядро толщиной в 2200 километров, второй слой – твердый слой ядра толщиной в 1250 километров. По мере вращения земли жидкое внешнее ядро Земли формирует магнитную зону Земли.
Знания человечества о подобном строении земной коры были получены в результате долгих исследований и прогресса науки и технологий лишь во второй половине 20-го века. Таким образом, информация о подобном строении земли, сообщенная в Коране за 1400 лет до этого дня, является еще одним научным феноменом Корана.
Распятие Иисуса
Утверждая об отрицании Кораном распятия Иисуса, в смысле того, что мусульмане верят в подмену Иисуса двойником, автор приводит с4а15, который совершенно гласит о другой теме:
Те из ваших женщин, которые совершат мерзость, то возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Бог устроит для них путь. (4:15)
Теме же распятия Иисуса посвящены следующие аяты:
Их слова: «Мы ведь убили Мессию, Иисуса, сына Марии, посланника Бога», а ведь они не убили его, не распяли (насмерть), однако это для них было лишь похоже (на смерть). Поистине, те, которые разногласят об этом, в сомнении о произошедшем. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убили его достоверно (убедившись). Бог вознес его к Себе, ведь Бог Великий, Мудрый! (4:157-158)
В этих аятах даже намеком не говорится о подмене другим человеком Иисуса. Аяты гласят, что смерть Иисуса оказалась лишь видимостью. Т.е. все поверили в смерть Иисуса на кресте, но достоверно не убедились в ней.
Истинным знамением для людей является то, что претерпев чудовищные муки, Иисус в полном смысле не умер, а сохранил свою жизнь после таких истязаний в течении продолжительного времени.
В Евангелие сообщается, что он приглашал посмотреть на его раны, по идее не совместимые с жизнью, тем самым показывая могущество Бога.
Расхождение между информацией из Корана и мнением большинства христиан состоит лишь в том, что христиане считают смерть Иисуса свершившимся фактом, а Коран повествует о кажущейся смерти. А сам факт распятия не оспаривается.
Дева Мария
Существует мнение, что в Коране перепутаны Дева Мария и сестра Аарона. Разница между ними несколько веков. Поводом к такому выводу служит следующий аят:
О сестра Аарона, не был отец твой дурным человеком, а мать твоя не была распутницей». (19:28)
В дополнение к этому, считается, что Коран допустил ошибку в определении родителей Марии:
Вот сказала жена Имрана: «Господи! Я обетовала Тебе то, что у меня в утробе, освобожденным (для Тебя). Прими же от меня, — ведь Ты — слышащий, знающий». (3:35)
Мария, дочь Имрана, которая сберегла свои половые члены. Мы вдунули в нее от Нашего духа. И она сочла истиной слова ее Господа и Его Писания и была из числа благочестивых. (66:12)
Рассмотрим все по порядку. Арабский язык, как и иврит, относится к семитской группе. Представители этих народов часто пользуются идиомами. В нашем случае как раз встретилась одна из идиом. Дело в том, что называя Марию сестрой Аарона, подчеркивалось принадлежность ее к этому роду. Эта же форма в Коране применяется относительно всех людей, когда говорится: «дети Адама» или «дети Израиля». Адекватный читатель прекрасно понимает образность этих выражений.
Обратившись к Библии, мы так же обнаружим подобные идиомы. Что бы быть беспристрастным, предлагается выдержка из ответа Василия Юнака:
«Библия часто называет кого-либо сыном своего деда, а то и прадеда. Особенно это относится к сочетанию «сын Авраама» или «сын Давида». Подобное сокращение родословной до нескольких наиболее выдающихся имен практикуется и сегодня в арабских странах. Так что это не следует рассматривать как ошибку или искажение действительности, но это вполне допустимый для евреев вариант передачи родословной».
Тема же родителей Марии является предметом дискуссий даже в самом христианстве. Предлагается еще одно высказывание Юнака:
Возникает, правда, некоторая проблема с тем, как звали отца Марии. Традиционно его называют Иоакимом, а здесь он предстает Илием. Лопухин предлагает разрешить этот конфликт предположением, что отец Марии имел два имени, как и многие другие его соотечественники.
Оба предложенных имени имеют созвучность с именем Имран. Не надо забывать, что имена Иоаким и Илий — кальки на русский язык с древнееврейского, и точность в воспроизведении не гарантирована. К примеру, русское название Иисус звучит на еврейском приблизительно Иешуа, на английском Джесус, а на арабском Иса, но мы понимаем под этими именами одного и того же человека. Поиск несоответствия некоторых букв в именах не является серьезным аргументов в таком серьезном деле.
Хотелось бы еще раз напомнить, что книга называется «Ошибки в Коране», а автор книги вновь переходит к критике частных мнений людей, но не текста Корана.
Александр Македонский
Представляя Македонского персонажем Корана, автор опирается на с18а83-98, считая ссылку на древние комментарии к ним совершенно правильным. Для прояснения личности в этих аятах, приведу арабскую транскрипцию героя: Зуль-Карнайн означающее обладатель двух рогов. Лишь на основании этого описания комментаторы ошибочно решили, что это Македонский. Ведь многим было известно о его двурогом шлеме. В Коране же отсутствует имя и фамилия Александр Македонский, поэтому нет оснований утверждать о нем.
Жертвоприношение Авраамом сына
Автор критикует мнение мусульман о том, что в жертву был принесен не Исаак, а Измаил. Однако, справедливости ради, в Коране нет подобного утверждения.
Мы обрадовали его кротким юношей. Когда он дошел до (возраста) труда вместе с ним, (Авраам) сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву. Рассуди, что ты думаешь?». Он ответил: «Отец мой, делай, что тебе приказано. Ты найдешь меня, если пожелает Бог, терпеливым». Когда они оба предались Богу и тот поверг его на лоб, Мы воззвали к нему: «О Авраам! Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это — явное испытание. Искупили Мы его великою жертвой. Оставили Мы над ним в последних: «Мир Аврааму!» Так вознаграждаем Мы добродеющих! Ведь он был из слуг Наших верующих. (37:101-111)
Здесь говорится просто о сыне Авраама, но не упоминается его имя. Предвзятость к Корану у автора выражается в опоре на разного рода предания, а это намеренное искажение фактов.
Хаман
Считая коранического персонажа по имени Хаман, приближенного фараона во времена Моисея, «плагиатом» с вавилонского жителя, жившего за тысячу лет до Моисея, автор не удосужился поинтересоваться исследованием египтологов.
В 1799 году была обнаружена надпись на камне, названном позднее Розетта Стоун, датировавшейся 196 годом до н.э. Особенность этой надписи состояла в том, что она была сделана на трех языках: древнеегипетскими иероглифами, демотическим письмом (то есть письменный вариант иероглифов) и древнегреческом. Лингвисты приблизились к расшифровке письма через третью надпись, сделанную на древнегреческом.
Расшифровка надписи была сделана французским лингвистом-историком Жаном Франсуа Шампольоном.
Результаты расшифровки иероглифических надписей открыли многие неизвестные страницы истории Древнего Египта. Оказалось, что Хаман был реально существовавшим человеком, жившим в Египте во время вестника Моисея, приближенным к фараону и занимавшимся делами строительства. Таким образом, Коран содержал в себе информацию, которая не была известна кому-либо из людей до середины 19 века.
С расшифровкой иероглифов мир получил полную информацию об истории древнего Египта. Оказалось, что упомянутое в Коране имя Хамана, одного из служителей фараона, упоминалось также и в дешифрованной надписи, которая сейчас хранится в Вене в Музее Хова. Более того, в надписи подчеркивалось, что Хаман был очень приближен к фараону.
В словаре «Людей Нового Царства», составленном на основании расшифрованных иероглифов, Хаман упоминался как надсмотрщик над мастеровыми, работавшими на обжиге кирпичей. Таким образом, результаты дешифровки надписей указывали на очень важную деталь. Хаман, в точности, как и упоминалось в Коране — реально существовавший человек, живший в Египте во время вестника Моисея, приближенный к фараону и занимавшийся делами строительства.
Что примечательно, в Коране сообщалось, как фараон повелел Хаману построить башню, по которой фараон намеревался подняться к Богу на небеса. Аяты Корана в точности подтверждали данные археологических открытий:
«Сказал фараон: «О знать моя, я не знаю для вас другого бога, кроме себя. О Хаман, разожги огонь над глиной и построй мне высокую башню, может быть, я поднимусь к Богу Моисея, потому что я думаю, что он лжец.»» (Сура 28: 38)
Мать Моисея
Предлагается цитата из книги: «В Коране также утверждается, что Моисея из реки вытащила не его сестра, а его мать (28:6-8)» А теперь посмотрим те аяты, на которые ссылается автор:
Укрепим им на земле и покажем Фараону, Хаману и их войскам то, чего они остерегались от них. Мы открыли матери Моисея: «Питай его. А когда будешь бояться за него, то брось его в море и не бойся, не печалься! Мы вернем его к тебе и сделаем его посланником». Подобрала его семья Фараона, чтобы он оказался для них врагом и скорбью. Поистине, Фараон, Хаман и их войска были грешниками! (20:6-8)
На лицо намеренная фальсификация фактов, направленная на людей, которые примут доводы на веру.
Самаритяне
Следующий отрывок из книги: «Самаритяне выплавили золотого тельца для детей Израиля и сбили их с истинного пути (см. 20:85-88) хотя хорошо известно, что Самария в то время еще не существовала. Самария возникла после времен Вавилонского исхода. Как кто-то из Самаритян мог сделать золотого тельца для людей Израиля?»
Следуя рекомендации автора, рассмотрим предложенные аяты:
Сказал Он: «Мы подвергли искушению твой народ после тебя, и их сбил с пути Самирий». Вернулся Моисей к своему народу гневным, печальным. Он сказал: «О народ мой! Разве не обещал вам Господь ваш прекрасного обещания. Разве долгим для вас показался завет, или вы пожелали, чтобы вас постиг гнев от вашего Господа, и вы нарушили обещание мне?» Они ответили: «Не нарушили мы обещания тебе своей властью. Нам было приказано принести ноши из украшений народа, и мы из ввергли, также вверг и Самирий». Вывел он им тельца телом с мычанием. Сказали (они): «Это — Бог ваш и Бог Моисея, но он забыл». (20:85-88)
Первое, что бросается в глаза, так это не множество, а единственность критикуемого объекта, т.е. человек, отнесенный к самаритянам, здесь присутствует один. Похоже, что автор страдает не внимательностью.
Кто был этот Самирий? В древнеегипетском языке есть слово «семер» (чужак). В то время среди евреев такое имя не встречалось. Самирий был, скорее всего, новообращенным египтянином, возможно провокатором. Это утверждение вполне объяснимо, поскольку именно он ввел культ золотого тельца, что без сомнения – отголосок египетского культа Аписа и Осириса. В тексте аятов не сказано, ни про каких самаритян, а упомянуто имя сбившего евреев с пути единобожия – Самирия. Так что и эта критика «притянута за уши».
Роды Марии
Цитата: «Коран учит, что Дева Мария родила его под тенью пальмового дерева, а не в вертепе (см. 19:23)». Для обозрения полной картины действия, предлагается рассмотреть 10аятов.
Вспомни в Писании от Марии. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека. Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты осмотрителен». Он ответил: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого». Она спросила: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек. Не была я распутницей». Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня — легко. Сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено». Понесла она его и удалилась с ним в далекое место. (19:16-22)
Привел ее переход к увечной пальме. Сказала она: «О, если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною!» (19:23)
Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что в ссылаемом авторе аяте не говорится о родах. Это еще одно подтверждение намеренного искажения фактов.
Можно конечно постараться оправдать роды сообщением о муках (подчеркнуто в аяте). Однако, этот довод безоснователен. Муки Марии были связаны с жарой, усталостью и голодом, что подтверждает ниже следующие аяты, где ей рекомендуется добыть пропитание и воду для облегчения.
(Услышала она) зов к ней ниже нее: «Не печалься. Господь твой сделал ниже тебя ручей. Потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые. Ешь, пей и прохлади глаза! Если ты увидишь кого из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком». (19:24-26)
Авраам и Исмаил
Порочная тактика, заключенная в дискредитации источников не из Писания Бога с целью критики Корана, повторяется и в данном случае. Автор подверг сомнению участие в строительстве Каабы Авраама и Исмаила, только лишь на основе частного мнения профессора Таха Хусейна. Не предлагается научное, историческое обоснование, а банально взято высказывание одного человека.
В главе 8. «Коранический язык и грамматические ошибки» автор считает отсутствие диакритических знаков в оригинале препятствием для понимания Корана. Опираясь опять же на человеческие мнения, автор считает Коран трудно понимаемым и сделал вывод, что он посвященным только арабам. Не углубляясь в приведенные доводы, которые полностью основаны на людских измышлениях, хотелось бы сказать, что такой подход направлен и против Библии. Общеизвестно, что подобно арабскому языку, иврит, арамейский и древнегреческий письмена так же писались без диакритических знаков, что не мешало и не мешает без проблем понимать и переводить Библию.
Вообще, история развития любой письменности связана с развитием от простого к сложному. Это связано с развитием общества, с взаимовлиянием культур, наличием прогресса и т.д. Однако, ни на какой стадии письменности, современникам не составляло труда понимать свои же письменные работы.
В тексте Корана нет ссылки на красноречие текста, а тем более признание сего факта как Божественного знамения. Вся внекораническая система основана на отваживании людей от сути Корана, путем внедрения в сознание постулата о сложности понимания, о невозможности перевода и т.п. вещи. Такой подход издревле отработан «жреческой» корпорацией и подобные по своей природе горе — критики пытаются воспользоваться леностью и зомбированностью обывателей, публикуя заведомо ложную информацию, подобную книге «Ошибки в Коране» Уильяма Кембела.