О борьбе с религиозным экстремизмом. Часть 1

            Религиозный экстремизм возникает не на пустом месте. Он возникает на арене борьбы за власть или как способ влияния на власть. Сейчас у всех на слуху так называемый «исламский экстремизм» Само определение экстремизма как «исламского» указывает на то, что в этой борьбе используются религиозные лозунги и догмы.

            Радикалы-мусульмане провозглашают распространение «шариата» как минимум на территорию, заселенную мусульманами, а также призывают наказать агрессоров, тем самым поспособствовать распространению «шариата» по всей земле.

            На что опираются радикалы? На вырванные из контекста положения Корана, но в основном ссылаются на «хадисы» Радикалы знают, что на практике, основным «регулятором» поведения в жизни мусульман выступает не Коран, а именно «хадисы». Радикалы используют их в своей пропаганде, указывая на ошибки государства и общества в целом: коррупцию, кумовство, несправедливость судов, увеличивающееся расслоение на богатых и бедных, деградацию морального облика и т.п.. Это подогревается геополитическими событиями, реально принесшими горе миллионам простых мусульман (Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия и т.д.).

            Одними силовыми методами искоренить религиозный радикализм невозможно. Для того, чтобы быть успешным в борьбе с религиозным экстремизмом, нужно противопоставлять им нечто иное в идеологическом плане, дать альтернативную идею. Экстремисты, с помощью «хадисов» опираясь на авторитет посланника и его сподвижников, предлагают решение от их имени. В этом смысле, с враждебной радикальной идеологией можно и нужно бороться напрямую авторитетом Бога — через Коран без ссылки на «хадисы». Важно разделить статус обоих источников, вернее определить их истинный статус. Необходимо признать откровением Бога только Коран, а «хадисы» отнести к таким категориям как — история, культура, фольклор, предания и мифы. Если в сознании верующего божественным авторитетом будет освещен только Коран, то все остальное будет иметь для него второстепенное положение, по сравнению с Кораном. Неискушенные верующие не будут подвергаться влиянию внекоранической информации, зная, что это не божественное мнение, а человеческое.

Такое отношение будет наиболее эффективной в борьбе с религиозным экстремизмом, ведь настоящим драйвером «исламского радикализма» выступает манипуляция «хадисами» и комментариями ученых. Если простой мусульманин не будет воспринимать «хадисы», а также решения ученых на уровне положений Корана, если положения Корана для него будут непререкаемым авторитетом, перед которым все противоречащее ему будет отвергаться, то почва из-под ног радикалов для манипулирования верующими просто исчезнет.

            Экстремисты посредством «хадисов» внушают радикализм в осмыслении Писания. Методика довольна проста. Берутся выдернутые из контекста отрывки Корана и разъясняются большим пластом «хадисов», а также комментариями радикальных «ученых», как средневековых, так и современных. Однако, если убрать основание у этого метода, то рядовой мусульманин сможет свободно ориентироваться в Коране и при попытках его радикализации успешно сможет противостоять.

            При опоре всех мусульман лишь на Коран, как на единственный законодательный источник от Бога, искусственные противоречия будут убраны, экстремистские идеи уйдут в прошлое, а вся пассионарная энергия будет направлена на благо общества, на созидание, вместо разрушения.